22.06.2005  В составе Российского союза научных и инженерных общественных организаций создан Экспертный Совет по техническим регламентам и стандартам

   Ряд видных российских ученых и общественных деятелей подписали следующее обращение к разработчикам и производителям промышленной продукции
   Уважаемые коллеги!
   В «Концепции национальной безопасности Российской Федерации» важнейшей задачей обеспечения национальной безопасности называется создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики на основе опережающего развития конкурентоспособных отраслей и производств, расширения рынка наукоемкой продукции. При этом основным правовым инструментом регулирования развития экономики является Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ, который вступил в силу 1 июля 2003 г.
   Этот закон установил новые правила регулирования требований к свойствам продукции и процессов обращения с ней в жизненном цикле продукции (производство, эксплуатация, хранение, перевозка, реализация и утилизация), которые в соответствии со статьей 2 данного ФЗ являются объектами технического регулирования (ОТР).
   С вступлением в силу этого закона, государственные стандарты, как вид технического законодательства, содержащий подобные требования, утратили свою юридическую силу и могут теперь соблюдаться на добровольной (договорной) основе.
   Новым видом технического законодательства являются общие и специальные технические регламенты (далее - регламенты), которые должны содержать обязательные для применения и использования требования к безопасности ОТР.
   Регламенты, с учетом степени риска причинения вреда, устанавливают минимально необходимые требования к ОТР, обеспечивающие: «безопасность излучений; биологическую безопасность; взрывобезопасность; механическую безопасность; пожарную безопасность; промышленную безопасность; термическую безопасность; химическую безопасность; электрическую безопасность; ядерную и радиационную безопасность; электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования; единство измерений».
   Главной целью реализации закона «О техническом регулировании» является гармонизация российского технического законодательства с международными стандартами, что является необходимым условием для реализации инновационной стратегии развития экономики страны и для обеспечения равноправного участия России во Всемирной торговой организации (ВТО).
   Мы утверждаем, что эффективность технического регулирования для достижения главных экономических целей будет зависеть от системности содержания требований, устанавливаемых в регламентах и стандартах.
   Разработка эффективных требований технического регулирования должна основываться на использовании комплексного подхода к законодательному обеспечению различных мер обеспечения безопасности.
   В этом утверждении мы исходим из того, что угрозы и меры обеспечения технической безопасности (химической, электрической и всех других видов) взаимосвязаны между собой и являются составляющими элементами угроз и мер вышестоящих по уровням и взаимосвязанных видов экологической, экономической, оборонной и национальной безопасности.
   В целом требования к обеспечению технической безопасности подразделяются на три категории: • организационно-распорядительные требования к организации производственной деятельности (включая лицензирование, контроль, и надзор); • требования к обеспечению техники безопасности и охраны труда при обращении с потенциально опасной продукцией; • требования к обеспечению функциональной безопасности (качественных свойств) продукции и процессов обращения с ней.
   Требования к обеспечению функциональной безопасности являются целевыми требованиями закона «О техническом регулировании» к содержанию технических регламентов.
   Функциональная безопасность обеспечивается созданием технических мер защиты объекта в целом и его отдельных элементов от внутренних и внешних угроз, приводящих к аварийным ситуациям, представляющим опасность для здоровья и жизни людей и для окружающей среды.
   Функциональная безопасность обеспечивается разработкой внутренних свойств материалов и элементов конструкции, режимов функционирования объекта, разработкой технических средств, предназначенных для прогнозирования, предотвращения и противодействия аварийным ситуациям, в том числе угрозам использования потенциально опасных объектов в террористических целях.
   Функциональная безопасность продукции обеспечивается ее разработчиками и производителями по стандартам и конструкторской документации на этапах разработки и изготовления, а также в процессе авторского надзора на всех этапах жизненного цикла.
   Уровень функциональной безопасности зависит от качественного уровня разработки научно-технической продукции: чертежей, расчетов, инструкций и других документов, в которых содержится информация о требованиях, принятых мерах и результатах обеспечения безопасности. Научно-техническая продукция в виде инструкций по эксплуатации и другой «оконечной» документации является неотъемлемой частью ОТР.
   Организационно - распорядительные требования, такие как лицензирование, порядок контроля и надзора за обращением продукции на рынке, санитарно-эпидемиологические требования, требования к охране труда и технике безопасности являются предметом регулирования иных законов, которые не утратили своей силы в связи с вступлением в силу закона «О техническом регулировании».
   Эти требования содержатся в федеральных законах «О лицензировании отдельных видов деятельности», «Об использовании атомной энергии», «О пожарной безопасности», «О радиационной безопасности населения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», других законодательных актах, федеральных и отраслевых нормах и правилах. Эти требования могут и должны совершенствоваться в установленном порядке, но не должны являться основным предметом технических регламентов.
   Начало процесса реализации Федерального закона «О техническом регулировании» в части разработки регламентов и новых стандартов задержалось до конца 2004 года в связи с проведением административной реформы, которая в федеральных органах исполнительной власти повлияла на идеологию установления основных требований регламентов.
   В целом, суть проблемы заключается в том, что Указ Президента РФ от 09.03.2004 г. №314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти” систематизировал распределение функций органов власти следующим образом.
   Федеральное министерство осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в определенной сфере деятельности. Федеральное министерство не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, правоприменительные функции, а также функции по управлению государственным имуществом; Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Федеральная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, управление государственным имуществом и оказание платных услуг.
   Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору.
   К функциям по контролю и надзору относятся: действия по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения; выдача разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам; Очевидно, что отдельные государственные служащие федеральных министерств, служб и агентств не заинтересованы в перераспределении административных функций для реализации названного выше Указа Президента РФ, т.к. процессы нормативно-правового регулирования, лицензирования, контроля и надзора основываются на определенных финансовых потоках.
   Делается попытка на основе установленного законом «О техническом регулировании» законодательного статуса регламентов, который выше статуса Указов Президента РФ, сохранить систему административных функций, сформировавшуюся в 1995-2003 гг.
   В связи с тем, что новые федеральные министерства не имеют собственной базы независимых нормотворческих организаций, большинство предлагаемых проектов регламентов разрабатывается организациями, подведомственными федеральным службам и агентствам. Поэтому проекты регламентов, в своем большинстве, содержат организационно-распорядительные требования, санитарно-эпидемиологические требования, требования техники безопасности. Соответственно, девальвируются цели и задачи Федерального закона «О техническом регулировании», необходимые для инновационного развития экономики страны и создания продукции, обладающей свойствами повышенной функциональной безопасности и конкурентно-способной на мировом рынке.
   Федеральный закон «О техническом регулировании» предоставил общественности право законотворческой инициативы в разработке регламентов.
   Принимая во внимание особую важность и актуальность целевого и научно-обоснованного установления требований технических регламентов, ряд общественных научных и инженерных организаций принял решение об образовании в составе Российского союза научных и инженерных общественных организаций Общественного Независимого Экспертного Совета по техническим регламентам и стандартам.
   Обращаемся к специалистам в области разработки и производства промышленной продукции с предложением принять активное участие в организации и деятельности экспертных комиссий Совета для формирования требований регламентов к объектам технического регулирования в соответствии с целями закона «О техническом регулировании».
   Документ подписали: Богомолов Юрий Алексеевич – д.т.н., председатель научно-технического общества приборостроителей России; Воронин Геннадий Петрович – главный редактор журнала «Стандарты и качество», Председатель Госстандарта России в 1997 – 2001 гг.; Гуляев Юрий Васильевич – академик, член Президиума РАН, директор Института радиоэлектроники РАН, Президент Российского союза научных и инженерных организаций; Гусев Борис Владимирович – д.т.н., член-корр. РАН, Президент Российской инженерной академии Иванов Валентин Борисович – д.т.н., заслуженный деятель науки России, депутат Госдумы РФ 4-го созыва, бывший первый заместитель Министра РФ по атомной энергии в 1998 –2002 гг.; Ковтун Владимир Васильевич – д.э.н., академик РАЕН, Вице-президент Международной академии экономической безопасности (МАЭБ); Махутов Николай Андреевич – д.т.н., член-корр. РАН, заместитель директора Института машиноведения РАН; Никифоров Никита Васильевич – к.т.н., академик МАЭБ, генеральный директор Союза промышленников и предпринимателей атомной отрасли, заместитель главного редактора журнала «Новости международной стандартизации МЭК и ИСО»; Ситцев Владимир Михайлович – Вице-президент Российского союза научных и инженерных организаций; Черных Виктор Васильевич – к.т.н., директор Российского научно-технического сварочного общества Юркевич Евгений Владимирович – д.т.н., академик РАЕН, руководитель лаборатории Института проблем управления РАН, главный редактор журнала «Надежность».