15.08.2005 Москва: малые предприятия в системе кластеров Как рассказал эксперт Московского центра развития предпринимательства Виталий Бондаренко, в экономике многих динамично развивающихся стран есть общая закономерность, проявившаяся в наиболее успешном развитии сообществ малых и средних предприятий, сгруппировавшихся вокруг лидирующих крупных фирм на основе производственно-технологических, научно-технических и коммерческих связей в пределах географически ограниченных территорий, - кластеров. Центром кластера чаще всего бывают одна или несколько независимых мощных компаний, между которыми сохраняются конкурентные отношения. Кластер создает исключительно благоприятные условия для развития специализированных производств. Лидирующие на мировом рынке крупные компании и фирмы нуждаются в большом количестве приспособленных к их технологиям смежных производств, что создает емкий рынок для небольших фирм, в том числе с инновационной направленностью. Кластер дает работу множеству мелких фирм - поставщиков простых комплектующих, соединяя в себе только лучшие предприятия, обладающие международной конкурентоспособностью. В основе процесса образования кластера лежит обмен информацией о потребностях в технике, технологиях и услугах между производителями, поставщиками, покупателями и родственными отраслями. Взаимный обмен информацией ставит в выгодные условия все фирмы кластера в их общей конкурентной борьбе, но не снижает их озабоченность собственным положением на рынке. Поэтому наличие внутренней конкуренции между предприятиями кластера может негативно повлиять на обмен информацией. С другой стороны, обмену информацией между фирмами внутри кластера способствует совпадение целей, координация и совместимость интересов горизонтально и вертикально связанных фирм, а также неформальные отношения отдельных специалистов и руководителей, территориальная близость, нормы деловой этики, стремление к установлению длительных и прочных взаимоотношений. Фирмы-конкуренты из отраслей, имеющих международный успех, а иногда и целые кластеры располагаются в одном городе или районе. Концентрация соперников, их покупателей и поставщиков способствует росту эффективности и специализации производства. Однако еще более важным является влияние географической концентрации на совершенствование производственных процессов и внедрение новшеств внутри кластера. Малые предприятия в составе кластера являются особыми субъектами рынка, которые выступают не как отдельные предприятия, а как элементы группы предприятий, и потому их эффективность оценивается как с позиции успешности функционирования кластера, так и с позиции входящего в него отдельного малого предприятия. Результативность функционирования малого бизнеса в кластере может оцениваться как объемом его доли в выпуске общей продукции (которая может достигать 30%), так и показателями самого кластера (прибыльность, восприимчивость к инновациям, конкурентоспособность и т.п.). Эффективность кластера проявляется в экономическом росте, в сохранении рабочих мест, расширении налоговой базы, в увеличении экспорта и привлечении иностранных инвестиций. Поэтому власти разных уровней зачастую становятся инициаторами создания и поддержания кластеров предприятий, поскольку они стимулируют социально-экономическое развитие мест расположения и целых регионов. США раньше других стран начали заниматься вопросами развития региональных экономик с использованием кластерного подхода. Характерным для американских кластеров является то, что их деятельность основана на принципах партнерства и ориентирована на коммерциализацию НИОКР и инновационную деятельность в целях достижения глобальной конкурентоспособности. Институт региональных исследований США рассмотрел проблемы национальной экономики через призму существующих кластерных объединений, при этом определялась интенсивность связей между отраслями, видами деятельности и группами кластеров. Было выделено 23 производственных кластерных группы, объединенных в 4 блока, в которых было представлено от 5 до 116 видов деятельности. Эти блоки кластеров объединяли от 82 до 102 тыс. предприятий с общим количеством занятых от 38 тыс. до 4,5 млн человек, которые обеспечивали создание добавочной стоимости на сумму от $4,5 млрд до $324 млрд. В Японии было создано более 100 технопарков, обеспечивших образование исследовательских комплексов, которые способствовали быстрому развитию деловых и научно-технических связей. Технопарки становились центрами взаимодействия образования и науки с промышленностью при активной господдержке на различных уровнях власти, являясь основой создания будущих кластеров. Важным фактором является государственная политика стимулирования развития связей между исследовательскими институтами и промышленным сектором путем упрощения административного регулирования инновационных программ. Одним из примеров реализации этой политики в части эффективного развития на основе кластерной модели может служить подъем автомобилестроения Австрии. Формированию кластеров способствует освоение производства продукции с высокой добавленной стоимостью, а также активизация инновационных процессов в условиях недостатка природных и других ресурсов. Это стимулирует углубление процессов комплексной переработки сырья и применение ресурсосберегающих технологий в сочетании с высоким уровнем специализации и кооперации различных производств, что способствует объединению усилий соседних и смежных предприятий в целях более эффективного взаимодействия, обеспечивающего высокую конкурентоспособность совместно производимых продуктов и услуг на национальных и международных рынках. Развитие кластеров малых предприятий может осуществляться спонтанно или организованно. Известно, что региональные фирмы заключают большинство контрактов с одними и теми же поставщиками и потребителями. Это формирует определенный круг взаимосвязанных предприятий-партнеров, работающих в местных цепочках и потому склонных к постепенному созданию устойчивых производственных сетей и кластеров. Ключевым элементом создания сети, перерастающей в кластер, является наличие достаточного уровня доверия между участниками. |