22.08.2005  Эксперты опасаются, что средства инновационно-венчурного фонда не дойдут до малых и средних предприятий

   Решившись сформировать инвестиционный фонд, из которого будут финансироваться крупные инфраструктурные проекты, правительство вспомнило и о среднем бизнесе. Глава МЭРТ Герман Греф объявил о планах правительства по созданию инновационно-венчурного фонда, одной из задач которого станет развитие инновационных проектов, в том числе в особых экономических зонах (ОЭЗ). Эксперты уже советуют, на поддержку каких именно программ стоило бы направить деньги нового фонда. У каждого на сей счет свое мнение.
   Речь пока идет исключительно о механизме создания такого фонда, и соответствующие документы готовит Министерство образования и науки, что вполне логично, ведь именно оно уже создало три инновационных фонда: московские фонд технологического развития и фонд содействия малым предприятиям научно-технической сферы, а также санкт-петербургский фонд прямого венчурного инвестирования. К тому же нынешний министр образования и науки Андрей Фурсенко в свое время весьма активно продвигал концепцию развития венчурных фондов, что, по его мнению, позволило бы довести количество малых инновационных компаний в России до 5 тыс.
   Эксперты идею чиновников одобряют, однако опасаются, что средства фонда будут направлены скорее на поддержку крупных проектов, чем на развитие малых и средних инновационных компаний. «Отдача проектов малого бизнеса на внутреннем рынке будет намного больше, чем, например, от реализации крупных проектов, продукция которых предлагается на экспорт»,- утверждает директор по развитию консалтинговой группы «РОЭЛ Консалтинг» Валерий Ириков. Он считает, что большая часть средств нового фонда должна быть распределена среди региональных венчурных фондов, которые бы поддерживали инновационные проекты малых и средних компаний с определенными коммерческими результатами. Наиболее рентабельными инновационными проектами могут стать проекты в управленческой сфере: их окупаемость, по его расчетам, реальна через полгода, и требуют они в сто раз меньшего финансирования, чем такие крупные инвестиционные проекты, как строительство и техническое перевооружение.
   С тем, что отсутствие должного финансирования является главной проблемой для малых и средних инновационных компаний, согласна и руководитель комитета по интеллектуальной собственности и научно-технологическому развитию «ОПОРЫ РОССИИ» Наталья Золотых. Она считает, что денег особенно не хватает на проведение новых исследований, и настаивает на том, чтобы правительство финансировало около 70% соответствующих затрат. «Если сейчас средняя компания производит наукоемкую продукцию, она, как правило, эксплуатирует научный потенциал, разработанный еще в советские времена,- говорит Золотых.- Поэтому конкурировать с западными компаниями, которые продвигают на российский рынок современные инновационные проекты, нашим компаниям весьма и весьма проблематично».
   Необходимость создания инновационно-венчурного фонда понимает и исполнительный директор Регионального фонда научно-технического развития Санкт-Петербурга Игорь Гладких. «Но главное,- считает он,- создать систему, способную обеспечить непрерывность инвестиционного цикла на каждой стадии развития проектов, которая позволит компенсировать или снизить риски частных инвесторов, наравне с государством вовлекая в инвестиционный процесс и венчурных капиталистов, и инвестиционные банки, и корпоративных инвесторов. Если создаваемый фонд станет ядром такой системы, эту идею можно будет с полным правом признать удачной»,- уверен он.
   Чтобы идея сработала эффективно, важно повысить планку максимального годового оборота предприятия, позволяющего ему использовать упрощенный режим налогообложения. Как известно, с 1 января 2006 года этот порог установлен на уровне 20 млн руб., что, конечно, очень мало. В таких условиях эффект от получения венчурных инвестиций для многих инновационных малых предприятий может оказаться нулевым, поскольку будет перекрыт ростом их затрат, связанным с вынужденным переходом на общий налоговый режим.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Бизнес"