02.09.2005  Российские банки не хотят инвестировать инновационный бизнес

   31 августа в рамках XI Московской промышленной выставки-ярмарки прошло заседание круглого стола на тему «Инвестиции банков в промышленность и высокие технологии: опыт и проблемы», организованный Департаментом науки и промышленной политики г. Москвы и Московской ассоциацией предпринимателей (МАП).
   Открывая работу круглого стола, генеральный директор Центрального научно-исследовательского института радиоэлектронных систем (ЦНИИРС) В.Саблин отметил, что основной проблемой инновационного бизнеса остается отсутствие быстрой отдачи от реализации научных разработок. Как правило, научным предприятиям приходится за свой счет заниматься разработкой проекта, создавать образец и только после этого искать конкретного инвестора для финансирования серийного производства и реализации продукции. Впрочем, по мнению директор ЦНИИРС, руководство многих предприятий само грешит нежеланием заниматься разработками, востребованными на рынке, сохраняя представление о том, что «наука – это удовлетворение собственного любопытства за чужой счет». Одной из самых злободневных проблем научных предприятий В.Саблин назвал проблему недружественных поглощений предприятий со стороны рейдеров. «Несовершенство законодательной базы в вопросах собственности и отсутствие законов по инновационной деятельности создает благодатную почву для недружественных поглощений предприятий», - подчеркнул В.Саблин.
   Партнер и руководитель юридического направления компании «Трумпель и партнеры» Константин Трумпель подчеркнул, что главное опасение банка при вложении средств в высокие технологии и промышленность не в том, что средства окупаются слишком медленно, а в том, что высоки риски невозврата вложений. «Банку нужны гарантии, поэтому он стремится приобрести в собственность имущество предприятия, например, промышленную линию или промышленное предприятие в целом, - пояснил К. Трумпель. - И получается, что банк-инвестор приходит с инвестициями, но забирает бизнес». Однако предпринимателю невыгодно отдавать свой бизнес инвестору, в результате столкновения интересов банков и предпринимателей может возникнуть угроза рейдерства, считает юрист. По его словам, не меньше правовых конфликтов возникает с интеллектуальной собственностью. Чтобы избежать спорных ситуаций, руководитель компании «Трумпель и партнеры» призвал больше внимания уделять грамотному оформлению инвестиционных договоров.
   То, что российские банки не стремятся вкладывать инвестиции в промышленность и инновации, К. Трумпель связывает с несовершенством законодательства. На сегодняшний день в РФ принято более 2600 правовых актов федерального уровня, имеющих отношение к инвестициям. Кроме того, субъекты федерации также имеют право принимать собственные законодательные акты, регулирующие инвестиционную деятельность. Все эти акты зачастую противоречат друг другу, отметил юрист.
   Совершенно неожиданный поворот приобрела дискуссия после выступления генерального директора научно-технического центра «Оптоника» Валерия Маркова. Ссылаясь на собственный опыт, он высказал сомнения в необходимости участия банков в инвестировании инновационных проектов. НТЦ «Оптоника» работает на российском рынке 16 лет, и все эти годы руководитель предприятия пытался решить вопрос: нужны ли предприятию привлеченные средства и есть ли необходимость в инвесторе, с которым необходимо «поделиться» собственными разработками и бизнесом. Ответ – нет. В.Марков объяснил такое решение тем, что на сегодняшний день на рынке нет доверия ни к отдельным фирмам, ни к инвесторам и банкам, как нет его и среди бизнесменов, а потому такое перспективное слово "инвестиции" на сегодняшний день неактуально. «Безусловно, с участием инвестора можно было бы ускорить реализацию перспективных проектов, работая на опережение в технических и технологических разработках, но существующая сегодня схема работы с инвестициями не отработана, она не подходит для малых предприятий», - пояснил В.Марков. Он подчеркнул, что малое инновационное предприятие - это бизнес, который живет, опираясь на интеллектуальный потенциал своих сотрудников, на доверие в коллективе, он существует по правилам своего микромира. Поэтому любое предложение, которое поступает со стороны, в первую очередь оценивается с точки зрения доверия, и на практике далеко не всегда сулит малому предприятию выгоду.
   В.Марков также подчеркнул, что российским банкам, инвестирующим в малый инновационный бизнес, необходимо создавать собственные экспертные советы по высоким технологиям. «Такие советы должны подсказывать банкам, какие проекты перспективны, причем не в ближайшем будущем, а через 50 лет», - пояснил гендиректор НТЦ «Оптоника». Он также высказал пожелание, чтобы тот «малоформатный» интерес к высоким технологиям, который проявляют региональные и федеральное правительства, общественные организации и бизнес-структуры, перерос в федеральную программу, обеспечивающую информационное и финансовое взаимодействие всех участников инновационного рынка. «Только в этом случае высокие технологии станут частью жизни российских предприятий, а не просто темой для обсуждения за круглым столом», - заключил В. Марков.
   Председатель комитета МАП по инновационным технологиям и венчурному финансированию Глеб Волокитин ответил, что согласно инструкциям Центробанка невозможно выдавать кредиты под нематериальные ресурсы. «Пока законодательство ЦБ – не венчурное, и поэтому общаться с банками в этом вопросе довольно сложно», - сказал он. Несмотря на такие «технические» проблемы Г.Волокитин считает, что ситуация с развитием высоких технологий в России неплохая благодаря повышению интереса к этой проблематике со стороны государства. Однако без господдержки инновационное развитие невозможно: «нет ни одной инновационно активной страны на нашей планете, где государство не стимулировало бы эту сферу деятельности», заключил председатель комитета МАП.
   Подвел итог дискуссии заместитель руководителя Департамента науки и промышленной политики г. Москвы Виталий Фисичев. Он, в частности, отметил, что правительство Москвы активно развивает систему льготного кредитования инновационных проектов. Предоставляемые предприятиям льготы уменьшают процентную ставку на кредит до 3%.