21.09.2005  Москва и Московская область будут развивать инновационную деятельность, опираясь на опыт друг друга

   20 сентября в здании Московской городской думы состоялось заседание объединенной комиссии Московской городской думы и Московской областной думы по координации законотворческой деятельности.
   На обсуждение было вынесено два вопроса: о развитии фондового рынка в интересах г. Москвы и Московской области; об инновационной политике в г. Москве и Московской области.
   По первому вопросу было принято решение: с целью разработки региональной целевой комплексной программы государственной поддержки и защиты граждан на рынке финансовых услуг утвердить состав рабочей группы объединенной комиссии по вопросу развития фондового рынка в интересах г. Москвы и Московской области. Перед рабочей группой поставлена основная задача – разработка скоординированной среднесрочной региональной целевой комплексной программы государственной поддержки и защиты граждан на рынке финансовых услуг. Обязанности сопредседателей рабочей группы возложены на депутата Московской городской думы Ирину Рукину и депутата Московской областной думы Андрея Епишина.
   Большую часть времени заседания объединенной комиссии заняло обсуждение проблемы развития инновационной деятельности в Москве и Московской области.
   В своем докладе председатель комиссии Московской городской думы по экономической политике Ирина Рукина отметила, что особая роль в формировании целостной научно-промышленной и инновационной политики на сегодняшний день ложится на регионы.
   «Именно через региональные программы, через возможности, заложенные во взаимодействии регионов в законодательной деятельности, можно решить сложные задачи по развитию инновационной деятельности в РФ», - подчеркнула И. Рукина.
   Она сообщила, что в Москве накоплен положительный опыт по развитию инновационной деятельности, который будет полезен и для других регионов, в частности, Московской области. В столице принят закон «Об инновационной деятельности в г. Москве», создано 9 технопарков, работают центры трансфера технологий, реализуется проект «Пром Сити Москва». Однако, по ее словам, главная проблема инновационных разработок - в обеспечении рынков сбыта. «Как показывает опыт, этот вопрос может быть решен заранее, если грамотно продумана вся схема внедрения инновационной разработки», - считает она.
   В своем докладе председатель Комитета по научно-промышленному комплексу Московской областной думы Александр Гарнаев главный акцент сделал на развитии наукоградов на территории Московской области. В качестве "прорывных моментов", которые произошли на территории области в развитии инновационно ориентированной экономики, он назвал решение о создании объединенной авиакомпании в г. Жуковском, а также решение правительства РФ о придании Московской области статуса ОЭЗ.
   А. Гарнаев также отметил, что с учетом потенциала области, инновационная деятельность на территории МО будет реализовываться в 29 наукоградах с общим количеством населения в 1,3 млн человек, а также на базе 200 научных центров и 170 предприятий оборонного комплекса. Одним из важнейших вопросов развития инновационного процесса он назвал перевод части московских производственных мощностей на территорию Московской области.
   Обсуждение вопроса инновационного развития проходило довольно бурно.
   Законодателей Московской областной Думы волновало, что с увеличением количества наукоградов произойдет еще более неравномерное развитие территорий области. Кроме того, многим из них было непонятно, почему докладчики из Москвы и Мособласти по-разному трактуют эффективные пути развития инновационной деятельности. И. Рукиной пришлось объяснять, что инновационное развитие не может быть унифицировано для всех регионов. Если для МО актуально развитие наукоградов, то Москве «необходимо создание наиболее разветвленной инфраструктуры для развития инноваций». Впрочем, по мнению И. Рукиной, без создания инфраструктуры и различных ее форм (бизнес-инкубаторов, технопарков и т.д.), предполагающей существенные капитальные вложения, развитие инноваций невозможно ни в Москве, ни в Московской области. Еще одной общей проблемой она назвала необходимость поиска рынков сбыта инновационой продукции.
   Депутат МГД Михаил Москвин-Тарханов предостерг И. Рукину от видения роли государства только в обеспечении рынков сбыта. "Не стоит забывать о венчурном финансировании малого инновационного бизнеса, иначе мы придем к тому, что инновации будут работать только при создании самолетов, танков и пушек, а выокотехнологичные товары народного потребления мы будем закупать за границей, как это было во времена СССР", - пояснил депутат.
   По итогам работы совместной комиссии был принят проект решения о разработке программы взаимодействия в инновационной политике в г. Москве и Московской области.
   По завершении заседания И. Рукина пояснила журналистам, что речь идет только о программе взаимодействия, и ни в коем случае не о единой программе. «Главная цель сегодняшнего заседания - понять друг друга и выстроить направления в общей работе. Мы должны искать точки соприкосновения, не концентрируя внимание на различиях», - сказала она.
   И. Рукина отметила, что Московской области очень интересен опыт Москвы по созданию территориально-отраслевых кластеров, реализация процесса перевода московских предприятий в область. «Москву, в свою очередь, интересует колоссальный рынок сбыта наших инноваций. Зачем покупать импортную продукцию, когда можно посмотреть, что есть в Москве», - отметила И. Рукина.
   В эксклюзивном интервью ИА «Альянс Медиа» Ирина Рукина подчеркнула, что инновационные разработки, как правило, рождаются не на крупных промышленных предприятиях, а в малом бизнесе. Именно малые предприятия инициируют новейшие разработки, которые зачастую открывают новые отрасли. И в мире существует система частного венчурного финансирования инновационных разработок, после чего разработка внедряется в крупных промышленных корпорациях. «У нас, к сожалению, не сложилась подобная система. Нет еще собственников компаний и холдингов, которые умеют хорошо считать и готовы вложить на первом этапе средства, чтобы потом сделать мощный рывок в новых технологиях и опередить конкурентов», - подчеркнула председатель комиссии Московской городской Думы по экономической политике.
   Отмечая неизбежность инновационного пути развития, И. Рукина заявила, что на первом его этапе необходимо активное участие государства. По ее мнению, не обязательно финансировать проекты - это могут быть гарантии со стороны государства или создание инфраструктуры. Она считает, что вложение средств из московского бюджета в создание технопарков, бизнес-инкубаторов, проекта «Пром Сити Москва» обусловлено существующими условиями на рынке. «Маленькие компании имеют разработки, но не способны самостоятельно сделать капитальные вложения и запустить производство. Это неподъемные деньги для малого бизнеса, и здесь необходимо участие государства», - считает она.
   По словам И. Рукиной, проект «Пром Сити Москва» уникален тем, что на этой территории инновационного развития будут создан отраслевой кластер, куда войдут промышленные предприятия, профильный малый бизнес, наука, причем будет создана вся инфраструктура, где можно «опробовать все инновации».
   «Малого бизнеса может быть ровно столько, сколько есть помещений под малый бизнес. А то, что касается производственного и инновационного малого бизнеса, то ему нужно иметь не только маленькую лабораторию, но и производственное помещение, чтобы разработку внедрить», - пояснила она.
   И. Рукина также отметила, что «работа с инновациями требует режима ручной настройки, каждый случай - уникальный, и невозможно всех подчинить единой системе», но необходим специальный орган власти, который будет этими вопросами заниматься. По ее мнению, в Москве подобная система складывается структурно, есть конкретное должностное лицо – заместитель руководителя Департамента науки и промышленной политики города Москвы Андрей Ушаков, на сегодняшний день он отвечает за это направление деятельности. «В Москве есть лицо, принимающее ответственные решения в департаменте промышленности. Все инновационные разработки должны направляться к специалистам и ответственным лицам, которые смогут правильно выстроить пути их реализации и внедрения, что очень важно», - пояснила И. Рукина.
   Она также отметила, что в Москве разработан действенный механизм - создание биржи высоких технологий. Очень часто изобретатели и научные работники заняты одними и теми же разработками. Такое дублирование было всегда: в советское время в оборонной промышленности работало 9 главков, и все они дублировали друг друга. По мнению И. Рукиной, подобная практика продолжается и сейчас, и бороться с подобными явлениями довольно трудно: «У нас внутренний рынок не развит даже по взаимопоставкам товаров и услуг, не говоря уже о более высоких стадиях развития, таких, как обмен рынками сбыта». Поэтому биржа высоких технологий должна быть создана вначале в Москве, а потом необходимо создать ее на общероссийском уровне.