02.10.2005 Из старых подводных лодок станут делать ледоколы Новое занятие для списанных подводных лодок придумал изобретатель из Екатеринбурга Игорь Джавадов. По его мнению, отслужившие положенный срок подводные суда можно использовать... в качестве ледоколов. Как стало известно, уральский изобретатель предложил использовать для создания подводных ледоколов подлодки, выработавшие ресурс глубоководного плавания. Дело в том, что после списания многие подводные суда остаются достаточно прочными для работы в полупогруженном состоянии (когда рубка остается над водой). По мнению Игоря Джавадова, для переоборудования в ледоколы лучше всего подходят малые (до 500 тонн) дизельные подлодки, которые целесообразно использовать во внутренних водоемах. Чтобы оборудовать лодку для колки льда, на ней устанавливают три ледорежущих устройства (два — в ее носовой части и одно — перед рубкой), а к рубке крепят ледоразводящий клин. Ледорежущие устройства представляют собой ряды водометов, собранные в пакеты, высота которых соответствует толщине льда (от метра до полутора). Расстояние между передними водометами определяется шириной канала, который необходимо прорубить в толще льда. Для разрушения ледяного покрова подлодку в полупогруженном состоянии подводят к кромке льда и включают водометы. Передняя пара вырезает пластину льда, третий водомет рассекает ее напополам, а ледоразводящее устройство отводит получившиеся половины в стороны. За лодкой остается канал чистой воды. |