06.10.2005  Москва: состоялось обсуждение Концепции инновационной политики столицы

   В среду, 5 октября, в мэрии Москвы состоялось заседание Объединенной коллегии по промышленной политике, которое вел руководитель Департамента науки и промышленной политики г. Москвы Евгений Пантелеев. В ходе заседания был рассмотрен вопрос «О проекте Концепции инновационной политики города Москвы». С докладом по данному вопросу выступил директор АНО «Международный научно-технологический парк «Технопарк в Москворечье» Анатолий Петровский. Он ознакомил участников заседания с ходом разработки концепции.
   Данная концепция, по его словам, рассматривается на коллегии уже второй раз, впервые она обсуждалась 17 августа 2005 года. Со времени предыдущего рассмотрения концепция дорабатывалась, обсуждалась на совместном заседании Мосгордумы и Мособлдумы. Также в концепции учтены требования правительственного документа об основных направлениях политики РФ в области развития инновационной системы на период до 2010 года. По словам А.Петровского, в процессе доработки концепции была несколько изменена ее структура, более четко сформулированы задачи, прописаны ожидаемые результаты, определены сроки и этапы ее реализации. Также в документ были введены индикаторы инновационного развития, по которым будет оцениваться успешность городской инновационной политики.
   А.Петровский подчеркнул, что городская инновационная политика должна включать в себя основные черты научно-технической политики, политики в области поддержки малого инновационного предпринимательства и образования, промышленной политики. Кроме того, заявил он, современная «инновационная экономика – это экономика приоритетов», в связи с этим и в городской инновационной политике необходимо четко выделить ее приоритетные направления, в которых следует учесть как интересы города, так и общероссийские интересы. Также нужно обратить внимание и на потребности отдельных отраслей.
   А.Петровский сообщил, что концепцию предлагается реализовать через Комплексную программу инноваций. Финансирование этой программы, по его словам, должно строиться на основе сочетания бюджетного и внебюджетного финансирования, а реализация Комплексной программы инноваций потребует тесного сотрудничества и органов власти, и частного бизнеса, и некоммерческих организаций.
   А.Петровский считает, что развитие инноваций в городе должно идти через создание кластеров, которые объединят научные институты, малый инновационный бизнес и промышленные предприятия с целью разработки и создания современных высоких технологий. Он подчеркнул, что одна из ключевых задач Комплексной программы инноваций – обеспечить непрерывность инновационного цикла: от научных исследований до рыночной реализации готовой продукции. В связи с этим необходимо провести технологическое перевооружение городской промышленности.
   С содокладом по рассматриваемому вопросу выступил начальник управления координации инновационной деятельности Департамента науки и промышленной политики г. Москвы Игорь Чугуев, который остановился на перечне первоочередных мероприятий по реализации Концепции инновационной политики города. Он отметил, что этот перечень был скорректирован с учетом поручения мэра Москвы Юрия Лужкова. Данный перечень предусматривает: создание Координационного совета по развитию инновационной деятельности в г.Москве; формирование перечня пилотных проектов в соответствии с приоритетными направлениями поддержки инноваций; разработку механизма консолидации бюджетных и внебюджетных средств для реализации инновационной политики; создание Московского инновационного центра; разработку Комплексной программы инноваций в г.Москве на среднесрочный период; развитие инновационной инфраструктуры в столице.
   Комментируя предложенные основные мероприятия, И.Чугуев сообщил, что Московский инновационный центр должен стать важным инструментом реализации городской инновационной политики, координирующим центром городской инновационной инфраструктуры, организатором высокотехнологичных инновационных компаний. Комплексная программа инноваций должна быть рассчитана на период до 2007 года. Начальник управления подчеркнул, что при формировании перечня пилотных инновационных проектов важно «уйти от предвзятости, от ненужного лоббирования, определить, что в первую очередь важно для Москвы».
   Свой взгляд на представленную концепцию изложил министр правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г.Москвы (ДПиРМП) Михаил Вышегородцев. Он сообщил, что над рядом проблем, прописанных в концепции, уже работает ДПиРМП. В частности, в столице работает Московский фонд подготовки кадров, которому было поручено заниматься инновационной деятельностью. Сейчас завершается регистрация венчурного инновационного фонда. Создан молодежный инновационный центр, которому поручено заниматься созданием инновационных центров в вузах. Кроме того, действует инновационный технопарк в Зеленограде. Из бюджета Москвы выделяются средства на поддержку инновационных проектов, которые предприниматели представляют для субсидирования в департамент.
   М.Вышегородцев уверен, что «если мы пойдем по пути создания одной структуры (имеется в виду Московский инновационный центр), то вряд ли мы получим желание частных компаний выстроиться под эту систему». «Город должен задавать политику инновационной деятельности, определять ее приоритеты, а остальное может развиваться вне нашего влияния, - подчеркнул министр. - Не должно быть желания все возглавить, должно быть желание просто задавать политику и реализовывать ее через уже существующие механизмы инновационной деятельности в городе Москве».
   Кроме того, по его мнению, реализация концепции должна опираться на уже созданную в Москве инфраструктуру поддержки инноваций. В частности, информационным обеспечением этого процесса уже занимается Российский деловой портал «Альянс Медиа», в рамках которого действует сайт, посвященный исключительно развитию инноваций - "Инновации и предпринимательство". Кроме того, в каждом административном округе столицы существует территориальный центр развития предпринимательства. «Если мы еще будем создавать в каждом административном округе отделения Московского инновационного центра, то произойдет дублирование функций», - уверен М.Вышегородцев.
   Выступивший в ходе заседания заместитель министра промышленности и науки Московской области Олег Очин сообщил, что аналогичная проблема решается и в области, где в настоящее время обсуждается вопрос создания центра координации инновационной деятельности. Этот центр должен работать во взаимодействии с уже существующей инфраструктурой в области поддержки инноваций (электронная биржа интеллектуальной собственности, система венчурного финансирования, организации научно-экспертного характера), взаимодействовать с органами власти и лоббировать интересы предприятий, занимающихся инновационной деятельностью.
   Главный специалист Московского центра структурных преобразований в промышленности Александр Ковалев высказал два предложения по формированию рассматриваемой концепции. Во-первых, в ней следует более четко указать сектора экономики Москвы - потенциальных потребителей инноваций; во-вторых, прописать, как будет осуществляться интеграция городской инновационной системы в национальную и даже мировую.
   В ходе заседания были высказаны также замечания относительно того, что концепция не имеет конкретных целей, многое в ней надо конкретизировать, ожидаемые результаты представляют собой лозунги. Кроме того, неясно, какова будет экономическая эффективность реализации концепции. Однако в целом все участники обсуждения были единодушны в том, что концепция проработана, ее необходимо одобрить и принять за основу при создании городской программы инноваций.
   Подводя итог заседания, руководитель Департамента науки и промышленной политики г. Москвы Евгений Пантелеев заявил, что «все, что касается самой концепции, не вызывает сомнений». Он считает, что ее необходимо одобрить и принять за основу дальнейшей работы. Однако представленный в ходе заседания перечень первоочередных мероприятий по реализации данной концепции «неясен и никуда не годится», в нем содержится много спорных вопросов, которые еще предстоит решить. Е.Пантелеев поставил задачу, чтобы к концу года этот план был доработан и конкретизирован, и «под каждым мероприятием было видение того, как это будет действовать в реальности». В I полугодии следующего года нужно представить видение инновационной политики города на правительстве Москвы, заключил он.