07.10.2005  Научно-технический совет рассмотрел инновационные проекты предпринимателей

   В среду в Московском центре подготовки кадров состоялось заседание Научно-технического совета по комплексной экспертизе инновационных проектов субъектов малого предпринимательства. На заседании были представлены 13 инновационных проектов по следующим научно-техническим направлениям: информационные технологии и коммуникационные системы; новые технологии приборостроения и машиностроения; новые материалы, химия; медицина и фармакология, биотехнологии и сельское хозяйство. В процедуре рассмотрения проектов предпринимателей принял участие министр правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г.Москвы Михаил Вышегородцев.
   В ходе анализа экономической эффективности проектов, их полезности для города, а также их инновационности ни один из рассмотренных проектов не получил право на предоставление безвозвратной субсидии в размере 250 тысяч рублей. Причинами отклонения многих проектов предпринимателей стали: отсутствие новации, сомнительная возможность реализации проекта, экономическая неэффективность и т.д.
   Однако несколько проектов все же были отклонены не окончательно, они имеют возможность получить финансовую поддержку в случае выполнения некоторых условий. Так, проект ООО «Кситал» по разработке и производству распределенных GSM-систем контроля отопительного и другого оборудования, по мнению экспертов, требует изучения рынка, анализа подобных существующих систем. Проект ООО «Курсор-С» по разработке интеллектуального модуля для решения задач мониторинга состояния и повышения безопасности человека требует анализа его Министерством здравоохранения РФ и доработки концепции бизнес-плана. Проект ООО «Умные игры» по изготовлению опытной партии стратегической настольной экономической игры «Выбираю успех» и ее апробации в московских школах, как было решено экспертами, имеет возможность быть профинансированным как венчурный проект. Проекты ЗАО «Полимод» и ООО «Стройгруппа Ал.» также могут претендовать на финансовую поддержку, но при их доработке.
   Подводя итог обсуждения, М.Вышегородцев выразил надежду, что на заседания совета и, впоследствии, на заседания финансово-имущественной комиссии департамента будут представляться такие проекты предпринимателей, которые имеют неоспоримую экономическую эффективность и переспективу развития.
   Политика ДПиРМП, по словам министра, несколько изменилась с тех пор, как правительством Москвы было принято решение перехода от субсидирования и предоставления субвенций малому предпринимательству к возвратной системе бюджетных средств, кредитованию. М.Вышегородцев заявил, что планируется в большей степени подключить к кредитованию банковский капитал. «1,2 млрд рублей, которые выделяются из бюджета на малое предпринимательство, несоизмеримы с теми 40 млрд рублей, которые за 2004 год, по данным Ассоциации уполномоченных банков правительства Москвы, были выданы малому бизнесу», - заявил министр. Он подчеркнул, что уже была проведена встреча министра с представителями уполномоченных банков и достигнута договоренность о том, что правительство Москвы разделит риски по кредитам для малых предприятий с банками. «Департамент на себя будет брать компенсацию части банковской ставки. Это правильно, ведь ничего так не расхолаживает, как бесплатные деньги», - отметил он.
   Михаил Вышегородцев рассказал, что ДПиРМП "также работает над системой финансовой поддержки малых предприятий через паевые инвестиционные фонды". По его словам, "бюджетные деньги будут передаваться в ГУП, а ГУП, в свою очередь, разместит их в паевый инвестиционный фонд, где деньги начнут работать и в дальнейшем вновь будут направляться на поддержку малого бизнеса". Он заявил, что "такой паевый закрытый инвестиционный фонд будет кредитовать, в основном, венчурные проекты и будет создан при участии бюджетных средств города".
   М.Вышегородцев также подчеркнул, что департамент возлагает большие надежды на венчурное финансирование. Здесь министр привел пример Московской области, когда кроме совместного фонда федеральной и региональной власти создается частный фонд с участием бюджетных средств субъекта РФ. "Венчурное кредитование – это априори рисковое кредитование", - считает министр. Он уверен, что "даже если 5 из 6 профинансированных проектов будут провальными, один удачный проект с лихвой покроет все затраты".
   М.Вышегородцев предложил членам Научно-технического совета исходить из того, что бесплатные деньги расхолаживают предпринимателей. Он также заявил, что на состоявшемся заседании совета рассматривались проекты уже работающих предприятий, залогом по кредитам для которых могут выступать доли их бизнеса, недвижимость и т.д. В то время как наибольшую необходимость в субсидировании, по его мнению, испытывают инновационные проекты выпускников вузов, начинающие предприниматели.
   Однако министр заявил, что правительство Москвы не намерено окончательно оказываться от субсидий и субвенций для малого бизнеса. М.Вышегородцев отметил, что эта форма финансовой поддержки будет актуальна для начинающих предпринимателей. Программа «Старт», по его словам, "будет перемещена в студенческую среду". Именно в студенческом возрасте и по окончании вуза важно помочь начать бизнес, считает министр. «Будет принято решение по созданию технопарков, инновационных парков в студенческих коллективах», - сказал М.Вышегородцев.
   Он также заявил: «Я буду очень рад, если претендовать на субвенции и субсидии будут такие проекты, которые будут абсолютно ясными, понятными с точки зрения их эффективности». Министр выразил желание лично присутствовать на заседаниях Научно-технического совета либо иметь возможность перед заседанием финансово-имущественной комиссии дополнительно просматривать проекты. «Не сочтите это за дополнительный контроль. Я лишь хочу исключить возможность протокольного принятия решений», - обратился М.Вышегородцев к экспертам.
   Присутствующие на заседании согласились с министром. Особенно была отмечена необходимость для малых предприятий "не пытаться охватить глобальные проблемы, а сконцентрироваться на решении конкретных небольших задач". В частности, такая работа может быть организована в рамках кластеров, когда в структуре производства головного крупного предприятия работают небольшие фирмы, индивидуальные предприниматели. Крупные предприятия в таком случае могут выступают гарантом по кредитам для малого бизнеса, работать по системе субконтрактации.