13.10.2005  Москва: для начинающих предпринимателей построят бизнес-центр в районе Шереметьево-2

   В районе Шереметьево-2 началось строительство первого бизнес-центра для начинающих предпринимателей. Помимо офисных площадей с льготными арендными ставками, так называемый бизнес-инкубатор обеспечит молодые компании единой системой секретариата, юридической и бухгалтерской помощью. Сдача объекта намечена на конец 2006 года, а арендные ставки составят предположительно около 60 долларов за квадратный метр в год, притом что рыночная цена квадратного метра коммерческой недвижимости в этом районе составляет примерно 180-250 долларов в год. Однако попасть в бизнес-инкубатор можно будет только на конкурсной основе.
   Инкубатор появится на территории зоны экономического развития «Шерризон», которая расположена в непосредственной близости от международного аэропорта Шереметьево. Там уже возведены и функционируют крупнейший в Европе производственный комплекс «Пепси-Кола», несколько логистических комплексов, а также терминал «Европа», занимающийся таможенными и брокерскими операциями. В ОАО «Шерризон», которое выступит в роли инвестора и застройщика новых офисных площадей для молодых предпринимателей, вынашивают идею "клонировать" малый и средний бизнес.
   «Шерризон» не является свободной экономической зоной (СЭЗ) в общепринятом значении этого понятия. Снижения налоговых ставок для предприятий, расположенных на территории «Шерризона», нет. Вместо ослабления налогового бремени здесь предлагают избавить молодых предпринимателей от «хождения по мукам», имея в виду общение с чиновниками и прочими наблюдательно-согласовательными органами. Так, питомцам бизнес-инкубатора помогут собрать и оформить все необходимые для создания собственной фирмы документы и зарегистрировать их по принципу «одного окна».
   Наибольшие шансы попасть в зону имеют бизнесмены из сферы услуг. «Наши площади пригодны практически для любого вида деятельности, однако предпочтение мы отдаем предприятиям, ориентированным на оказание консалтинговых услуг, организацию посреднической деятельности в сфере торговли продовольственными товарами, поставку и производство оргтехники, организацию туризма, полиграфическую и рекламную деятельность», - пояснил гендиректор ОАО «Шерризон» Валерий Лынник. По его словам, отбор кандидатов - арендаторов площадей бизнес-инкубатора будет проводить специально созданная комиссия, в состав которой войдут чиновники и крупные бизнесмены.
   Предприятие должно иметь реальные экономические шансы на успех, продукт труда должен быть конкурентоспособным на рынке и иметь предполагаемые источники финансирования, отметил Валерий Лынник. По задумке авторов проекта, выбранные предприятия по возможности будут дополнять друг друга, и эффект от их деятельности будет выше.
   Бизнес-инкубатор площадью около 1000 кв. метров разместится в трехэтажном здании. Арендаторам будут предложены на выбор помещения на первом этаже – так называемый эконом-класс, в котором планируется сдавать небольшие комнаты площадью от 8 до 20 метров, на втором этаже с рабочими площадями уровня бизнес-класса – с отдельными кабинетами для руководителей и дополнительными мини-переговорными. На третьем этаже разместятся методические кабинеты, зал для конференций, компьютерный класс, единая юридическая и бухгалтерская службы и общий секретариат. Услуги всех этих служб будут входить в стоимость арендной платы, дополнительно оплачивать потребуется только телефонную связь и Интернет.
   Период становления и развития предприятия в инкубаторе тоже расписан. Договор рассчитан на пять лет и заключается по формуле 3+2 года. Первые три года – льготные арендные ставки: 25% от рыночной стоимости площадей в первый год, 50% - второй и 75% - третий. Оставшиеся два года предприятия будут оплачивать арендуемые офисы по стопроцентной ставке. Всего в бизнес-инкубаторе планируется разместить 50 различных компаний.
   Аналитики рынка коммерческой недвижимости с настороженностью отнеслись к реализации подобного проекта. «Финансовый успех предприятия во многом будет зависеть от компаний-арендаторов и качества оказываемых бизнес-центром услуг», - прокомментировали идею бизнес-инкубатора в компании Jones Lang LaSalle, однако давать дальнейшие комментарии отказались. «Ленинградское шоссе весьма проблематично с точки зрения транспортной доступности, а тем более вблизи Шереметьево. Найти компанию, сотрудники которой готовы ежедневно тратить на дорогу около двух часов, будет весьма проблематично», - рассказал старший консультант отдела брокериджа управления коммерческой недвижимости и девелопмента компании «МИЭЛЬ-Недвижимость» Сергей Блохин. По его словам, под бизнес-центры для малых предприятий сегодня отводятся самые неудобные и невостребованные на рынке территории, которые пока не знают как использовать.
   Идея бизнес-центра специально для малых и средних предприятий приобретает в Москве все большую популярность. Таких центров различной степени готовности сегодня в столице четыре: уже построенный в Марьино и еще только планируемые в Нагатинской пойме - на части бывшей территории автозавода «ЗИЛ», на территории московского завода «Метромаш» и в Бутово. Все проекты курируются московским правительством: к примеру, на создание и развитие инфраструктуры бизнес-центра на территории завода «ЗИЛ» из резервного фонда городского бюджета уже выделено 220 млн рублей. Однако условия «вступления» в бизнес-центр для малого и среднего бизнеса в Москве и в зоне «Шерризон» различны: в столице предпринимателям предлагают инвестировать средства непосредственно в строительство помещений.
   "Любой человек, занимающийся малым предпринимательством, чтобы получить помещение для своего дела, может выступить соинвестором в строительстве бизнес-центра. При этом он станет его совладельцем. Городские власти будут следить, чтобы это не переросло в спекуляцию площадями. Участвовать в строительстве бизнес-центра будет разрешено только занимающимся малым предпринимательством", - рассказал руководитель департамента поддержки и развития малого предпринимательства Москвы Михаил Вышегородцев. Отбирать по конкурсу арендаторов в Москве в отличие от Подмосковья не будут, однако столичные власти намерены следить за использованием помещений по прямому назначению, а не в целях инвестиций с последующей продажей. "Мы не можем запретить последующую продажу помещений. Но если предприниматель быстро продал построенное, мы будем ограничивать его возможность участвовать в качестве соинвестора в дальнейшем", - рассказал Михаил Вышегородцев.
   Специалисты рынка и юристы оценивают такие требования столичных властей как неправомерные. «Если компания инвестировала деньги в строительство помещения, распоряжаться им она вправе по собственному усмотрению (будь то субаренда или перепродажа) на одном простом основании - помещение переходит в собственность», - считает юрист Владимир Пономарев.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам "Газеты"