27.11.2005  У самарского изобретателя поезда летают, а дома складываются

   Самарцу Нигматулле Янсуфину 81 год, но он продолжает удивлять своими изобретениями: от проекта аэропоезда Москва-Питер до бытовый «безделицы» в виде чудо-швабры.
   В молодости Нигматулла Янсуфин работал на электростанциях в Приморье, восстанавливал после войны ВДНХ в Москве, создавал заводы ВАЗ и КамАЗ. Он - заслуженный изобретатель России, автор почти 200 изобретений и обладатель 180 патентов.
   Среди грандиозных проектов Янсуфина – складные здания, из которых за несколько дней можно возвести целый город.
   Дома собираются по принципу детского конструктора. Они состоят из секций, каждая секция – на шарнирах.
   «Берете платформу для секции домика - это будет его пол, основание, - объясняет принцип устройства жилища изобретатель. – Верхнюю часть здания, состоящую из складывающейся крыши с крюком наверху, устанавливаете при помощи подъемного крана на платформу. Крыша и стены автоматически раскладываются. Внизу стен - шарниры, которые их раздвигают. То есть из сложенного плоского состояния они, разъезжаясь по платформе, делают верхнюю часть дома объемной».
   Янсуфин рекомендует монтировать свои дома с середины, то есть с секции, которая не станет фасадной или тыловой, а будет располагаться в центре здания.
   Серединная секция в готовом состоянии - это пол, крыша и две стены. Затем к ней на плавающих болтах присоединятся другие, точно такие же, секции. Так можно продолжать до бесконечности, в зависимости от того, какой вместительности и площади дом вы хотите получить. В завершении нужно приставить с двух концов «замыкающие» фасадную и тыловую секции, - и дом полностью готов.
   Янсуфин придумал самые разнообразные дома-раскладушки. Они могут быть шатровыми или стандартного типа, от одноэтажных до пятиэтажных.
   Нигматулла Рахматуллович смоделировал складывающиеся дворцы культуры, гостиницы, рестораны, административные здания, бункеры, коровники, склады. Принцип везде одинаковый - платформа и устанавливающаяся на нее сложенная крыша со стенами, разъезжающимися по основанию на шарнирах и автоматически закрепляющимися.
   Различны только формы секций и их расположение в доме.
   Самарский изобретатель считает: подобные здания незаменимы в зоне стихийных бедствий. Ведь домики можно устанавливать даже на понтонах.
   «Самое главное в моем изобретении – это быстрота сборки, - говорит Янсуфин. – Не надо рыть котлован, закладывать фундамент, не надо проводить канализацию и водопровод. Дом можно установить буквально за несколько часов. За пару дней можно выстроить целый город и поселить в нем множество народу. Я разработал даже проект того, как укомплектовать дома в железнодорожных вагонах, чтобы довезти их до нужного места. Правда, для того, чтобы привезти один только складной пятиэтажный дом туда, где он необходим, потребуется состав из 35 вагонов. Ведь вместе с самим домом поезд повезет водонапорную вышку, цистерну для отходов, мобильную передвижную электростанцию и все то, что нужно для установки бесфундаментного дома практически на голой земле без подсоединения различного рода коммуникаций».
   Дома-раскладушки, согласно проекту, стальные. Стены - типа сэндвича, с утеплителем. Выдвижные окна, двери, складные балконы. Встроенные шкафы, полки, прикрепленные к полу кровати, тумбы. В итоге получается многоквартирное здание с кухнями, санузлами, коридорами.
   Интересно то, что дома разработаны Янсуфиным полностью герметичными и сейсмостойкими.
   «Мои здания хоть и без фундамента, но очень устойчивые, - утверждает пенсионер-изобретатель. - На крышу может литься хоть водопад - в дом не попадет ни капли. Исключена и такая оплошность при сборке домов, как несоответствие дырок и болтов, из-за чего дом может выстроиться наперекосяк. Болты в зданиях плавающие, к тому же они заранее встроены в панели. Так что раскомплектовать или потерять их просто невозможно».
   А вот «земнонаводное автотранспортное средство» приснилось Нигматулле Рахматулловичу во сне. Аналогов ему в мире нет. По мнению изобретателя, существующие автомобили-амфибии на пневмоколесах с водоплавающим корпусом-кабиной и гребным винтом имеют ряд серьезных недостатков. Довольно глубокая посадка амфибии вызывает большое сопротивление воды, и в результате скорость движения не очень высокая. Чтобы вывести такой аппарат на глиссирование, нужен очень мощный и тяжелый двигатель.
   Транспортные средства на воздушной подушке тоже несовершенны, хотя бы потому, что они не могут перемещаться по неровной поверхности. К тому же, на земле воздушная подушка вызывает настоящие «пылевые бури».
   Изобретение Янсуфина лишено всех этих недостатков. Покрышки колес уникального автомобиля снабжены захватывающими и отбрасывающими воду протекторами. Вода от них попадает на установленные сзади колес лыжи. За счет этого обеспечивается высокая скорость передвижения транспортного средства.
   Заслуженный изобретатель России считает, что подобные автомобили могут широко использоваться для преодоления водных рубежей в военном деле. Не откажутся от них и любители рыбалки. И, что немаловажно, такие супер-машины позволят разгрузить дороги больших городов в выходные и праздничные дни, ведь часть транспорта будет запросто передвигаться по рекам!
   Высокоскоростной поезд, передвигающийся по столбам, Янсуфин изобрел несколько лет назад. Таким образом он откликнулся на проблему усовершенствования железной дороги из Москвы в Санкт-Петербург. Нигматулла Рахматуллович решил, что люди должны тратить на этот переезд не часы даже, а всего лишь несколько минуты.
   «Я все продумал: это совершенно безопасно и не наносит никакого вреда природе! – утверждает Янсуфин.– За один раз мой аэропоезд может перевезти до пяти тысяч человек. Он двигается за счет создаваемой между его днищем и верхушками столбов магнитной подушки. Столбы будут расположены на расстоянии в 150 метров друг от друга. Рельсы сегодня уже являются атавизмом. Начав движение на колесах, при скорости 80 км/ч, поезд поднимется в воздух на определенную высоту и полетит".
   Тут уж, как говорится, хотите верьте, хотите нет. Сам же изобретатель абсолютно уверен в осуществимости своего проекта.
   А вот среди «безделиц» самарского изобретателя - и чудо-швабра, обеспечивающая повышение производительности труда домохозяйки в три раза, и сушилка для ванны, и держатель для спичек... Да и много чего другого.
   Председатель Самарского отделения Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов Юрий Воронин считает: изобретения Нигматуллы Янсуфина вполне реальны.
   «Патенты на изобретения просто так не даются. Нужны три условия: мировая новизна, применимость и изобретение должно иметь изобретательский уровень. Все это у Янсуфина есть», - убежден он.