03.12.2005 ФАИР идет на смену РОМС Cтало известно о появлении Федерации правообладателей по коллективному управлению Авторскими правами при использовании произведений в Интерактивном режиме — ФАИР (http://fairlaw.ru). Судя по всему, эта организация стала своего рода альтернативой РОМСу (http://www.roms.ru), которым в последнее время многие были недовольны. Нашему изданию удалось поговорить с председателем правления ФАИР, Игорем Маматовым. По его словам, инициатором создания ФАИР стала группа правообладателей, которые, будучи недовольны деятельностью РОМСа, перестали участвовать в этой организации. «Мы создали организацию правообладателей для удовлетворения наших интересов, — говорит господин Маматов. — Мы никак не пересекаемся с РОМСом ни в какой плоскости. При учреждении РОМСа музыкальная секция в нем толком не была представлена. С нами РОМС никогда не работал и не желает работать. И вообще — какая же это организация правообладателей, где можно все подряд купить и продать, а решения принимаются единолично, а не коллегиально. Раньше там были музыкальные правообладатели, но их было мало — всего 4 представителя авторского совета от музыки из 15 членов, включая Стаса Намина, который был президентом этого авторского совета». Нас заинтересовало, тем не менее, как в Рунете будут сосуществовать две организации, представляющие правообладателей. Игорь Маматов, однако, считает, что РОМСу в этой речке ловить уже нечего. «Судя по объему прав, который был изъят из управления РОМС, говорить об управлении этой организацией чем-либо уже поздно. А заявлений об изъятии прав гораздо больше, чем РОМС обнародует. К тому же он не управляет смежными правами. В добавок стоит сказать, что в РОМСе сейчас нет генерального директора, нет исполнительного органа. Старый директор ушел, а новый так и не был избран. Там кто-то подписывает договора, но юридического обоснования у этой подписи нет. А Олег Незус — просто адвокат». Соня Соколова, руководитель проекта Zvuki.Ru, считает, однако, что ничто не мешает сосуществованию этих двух организаций. «Давайте проведем аналогию: в России есть представительство лейбла Universal. Почему появление в России представителя лейбла EMI должно спровоцировать войну? У компаний и авторских обществ могут быть разные задачи и цели — не говоря уж о каталоге, с которым они работают», — рассуждает Соня. «В принципе, сейчас уже имеется несколько обществ, которые занимаются охраной авторских и смежных прав в том или ином виде. Достаточно вспомнить, что с этого года наряду с РОМС „лицензию на интернет“ уже выдает Российское Авторское Общество (РАО). А параллельно действуют различные общества и организации, которые просто покупают права у авторов, чтобы потом под прикрытием их имени заниматься юридическим рэкетом… Рано или поздно ситуация устаканится, просто на это нужно некоторое время». Госпожа Соколова отмечает, что качество и уровень любой организации проверяется тем, насколько она полезна для отрасли. «Если авторское общество помогает развитию рынка цифровой музыки, защищая интересы и авторов, и сайтов, это можно только приветствовать». Представитель РОМС был недостпен для комментариев. |