04.12.2005  Роспатент утвердил "русскую водку" общеизвестным товарным знаком

   Глава Роспатента Борис Симонов утвердил решение палаты по патентным спорам о признании товарного знака "русская водка" общеизвестным. С просьбой сделать это в палату еще в начале года обратилось федеральное казенное предприятие (ФКП) "Союзплодоимпорт".
   Глава ФКП Владимир Логинов заявил, что намерен использовать новый статус знака "русская водка" в борьбе против группы SPI, продающей по всему миру Stolychnaya Russian Vodka.
   Документы о признании знака "русская водка" общеизвестным Борис Симонов подписал 25 ноября. Своей визой он утвердил решение, принятое палатой по патентным спорам еще в начале сентября этого года. Это решение автоматически вступает в силу с момента подписания и с конца прошлой недели делает ФКП "Союзплодоимпорт" владельцем исключительных прав на брэнд.
   Для признания товарного знака общеизвестным в РФ соответствующий товар должен выпускаться продолжительное время, большинство потребителей должны знать его, отличать от продукции конкурентов, ассоциировать с конкретным производителем, продающим этот товар.
   ФКП является владельцем товарного знака "Русская водка" на территории России с 2002 года. Поэтому на территории России ситуация с использованием этого знака после принятия решения Роспатентом существенно не изменится.
   В то же время у ФКП, оспаривающего права на использование словосочетания Russian Vodka у группы SPI, появляются теоретические шансы лишить SPI прав на брэнд после вступления России в ВТО. По правилам ВТО ее члены обязаны признать права владельцев общеизвестных брэндов.
   В ФКП утверждают, что намерены использовать полученные права исключительно в целях борьбы против группы SPI Юрия Шефлера, владеющей правами на брэнд Stolychnaya в большинстве стран мира. "Это дополнительный аргумент в нашем споре за марку,- говорит глава 'Союзплодоимпорта' Владимир Логинов,- следующим нашим шагом станет признание общеизвестной самой Stolychnaya". Мнение господина Логинова подтверждают и специалисты по патентному праву. "Как только Россия вступит в ВТО, по межгосударственным договорам водка SPI с общеизвестным брэндом, принадлежащим ФКП, будет остановлена прямо на таможне любого государства-члена ВТО",- говорит патентный поверенный Вадим Усков.
   В SPI к заявлениям "Союзплодоимпорта" отнеслись скептически. "Даже после вступления в ВТО общеизвестной торговая марка признается в каждой стране отдельно,- говорит заместитель председателя совета директоров SPI Андрей Скурихин.- Если в силу административных рычагов ФКП удалось получить нужное решение, то в других странах это не пройдет.
   В США 'Союзплодоимпорт' никогда водку не продавал, и там его никто не знает".
   Отметим, что решение господина Симонова может отразиться не только на продукция SPI, но и на любом производителе, на этикетке которого будет нанесена надпись "русская водка" или Russian Vodka. "Надпись 'русская водка' на этикетке является одним из суббрэндов наравне с названием водки,- говорит господин Усков,- а это уже вступает в противоречие с торговым знаком, принадлежащим ФКП".
   В самом ФКП по этому поводу заявляют, что если надпись нанесена небольшим шрифтом, нарушением их прав это считаться не будет. "'Русская водка' - это не только товарный знак, но и обозначение места происхождения товара,- считает господин Логинов,- и преследовать российских производителей за это мы не можем".
   Сами российские производители водок также считают, что ничьих прав не нарушают. "Надпись Russian Vodka на нашей бутылке подчеркивает происхождение продукта,- говорит Стэн Кауфман, генеральный брэнд-менеджер группы компаний 'Винэксим' (торговые марки 'Путинка', 'Гражданская оборона'),- это означает, что водка наделена особыми свойствами, так же как, например, французский коньяк".
   "Если кто-то докажет, что я выпускаю калмыцкую водку, то я изменю надпись,- говорит глава ТПГ 'Кристалл' Сергей Зивенко,- а так пусть подают на меня в суд. Надпись менять не собираюсь".