28.12.2005  "Горящие путевки" аннулировали "Горячие туры"

   Роспатент отменил регистрацию товарного знака "Горячие туры" по категории туристических услуг. Заявку на его отмену подало ООО "Сеть магазинов горящих путевок", которое намерено добиться запрета на использование названия "Горячие туры" всеми турагентствами--членами этой сети. Спор за товарный знак стал прецедентом для российского туристического рынка. Эксперты назвали случай симптоматичным: в нынешних условиях за брэнд начинают бороться не только крупные, но также средние и мелкие компании.
   Палата по патентным спорам нашла, что при регистрации товарного знака "Горячие туры" был нарушен закон РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров". В своем решении палата ссылается на седьмой пункт первой статьи закона, который запрещает регистрацию товарных знаков, сходных до степени смешения с уже зарегистрированными товарными знаками: слова "горячий" и "горящих" по классу "туризм" уже зарегистрированы ООО "Сеть магазинов горящих путевок". Владелец ООО "Сеть магазинов горящих путевок" Андрей Озолинь сообщил Ъ, что сегодня его компания начинает рассылать письменные уведомления о незаконности использования брэнда "Горячие туры": "Если до конца января они не сменят вывески, то мы обратимся в суд. По нашим оценкам, около 15% клиентов путают марки 'Магазин горящих путевок' и 'Горячие туры', и терять их мы не хотим".
   Участники рынка указывают на беспрецедентность решения Роспатента. "Это первый громкий случай такого рода",-- говорит глава "Туральянс-холдинга" Александр Комарницкий.
   ООО "Горячие туры" создано в 2002 году. Ему принадлежат товарный знак "Горячие туры". Все 140 входящих в сеть турагентств в России и Белоруссии работают по франчайзингу. По данным компании, за 11 месяцев 2005 года сеть "Горячие туры" продала 45 тыс. туров. Исходя из средней стоимости тура в $600, эксперты оценивают ее оборот в $27 млн.
   Сеть "Магазин горящих путевок" объединяет на основе договоров франчайзинга 186 турагентств более чем в ста городах России. В прямом управлении владельцев сети находится 12 офисов. В 2004 году сеть обслужила 220 тыс. туристов, выехавших за границу через московский авиаузел. По экспертным оценкам, оборот всей сети составил более $130 млн.
   В "Горячих турах" намерены оспорить решение Роспатента. "Ни заявитель -- 'Магазин горящих путевок', ни Палата по патентным спорам не уведомили нас о готовящемся заседании должным образом,-- утверждает гендиректор ООО 'Горячие туры' Андрей Малявкин.-- Они послали уведомление по нашему старому адресу, хотя мы своевременно сообщили им о переезде. Если мы не сможем добиться пересмотра дела в досудебном порядке, будем оспаривать их решение через суд".
   Юристы предупреждают, что оспорить решение Роспатента через суд будет сложно. "Палата приняла очень взвешенное, обоснованное решение",-- говорит владелец юридической компании "Усков и партнеры" Вадим Усков. Однако, по его мнению, позиции "Магазина горящих путевок" также уязвимы: сам знак истца можно оспорить. "Сочетание зарегистрированного слова 'горящие' или 'горячие' со словом 'путевки' у потребителя связано с определенным видом продукта, который есть у многих фирм, а не только у 'Магазина горящих путевок',-- отмечает он.-- Поэтому его можно оспорить на основании первого пункта шестой статьи того же закона, где говорится, что не подлежат регистрации обозначения, не обладающие различительной способностью". Эксперты констатируют, что спор за знак "Горячие туры" говорит о растущей ценности брэнда в российском туризме. "Это доказывает, что наша туриндустрия приближается к форматам развитых рынков, где потребителя интересует в первую очередь брэндированный турпродукт",-- считает Александр Комарницкий. Вадим Усков отмечает, что значимость брэнда в России сильно выросла за последние два года: "Насыщение рынка приводит к неценовой конкуренции. Компании выигрывают за счет сервиса, гарантией которого становится брэнд. В этих условиях защищают брэнд не только крупные, но и мелкие и средние фирмы".