02.02.2006  Москва: вовлечь интеллектуальную собственность в оборот мешают правовые проблемы

   О дальнейшей организации работы московского Департамента науки и промышленной политики и ОАО «МКНТ» («Московский комитет по науке и технологиям») по вовлечению в хозяйственный оборот интеллектуальной собственности говорили члены объединенной коллегии по промышленной политике в ходе планового заседания коллегии.
   Как сообщил в ходе своего выступления докладчик, заместитель генерального директора «МКНТ» Александр Чапкевич, в 2005 г. комитетом совместно с ДНПП была проведена проверка полноты вовлечения в хозоборот объектов интеллектуальной собственности, созданных в результате НИОКР засчет городского бюджета. По итогам проверки можно констатировать, что результаты НИОКР не в полной мере вводятся в хозоборот; не всегда оформляются имущественные права на созданные объекты интеллектуальной собственности; кроме того, отмечен недостаточный уровень патентных исследований.
   В качестве показателя результатов использования и внедрения НИОКР докладчиком приведен ряд цифр. Так, за три года для сферы ЖКХ в рамках горзаказа было приобретено около 10 тыс. единиц оборудования на сумму порядка 600 млн рублей. Затраты на НИОКР при этом составили около 50 млн рублей. Работы по безопасному остеклению выполнены на 210 млн рублей, затраты на НИОКР при этом – 15 млн. Создание автоматизированных комплексов операционных помещений для Центра планирования семьи потребовали затрат на НИОКР и оборудование в размере 10 млн рублей, а объем предоставленных услуг составил 25 млн. Из этого можно сделать вывод, что эффект, достигаемый от внедрения подобных разработок, в 3-4 раза превышает затраты на НИОКР.
   Докладчик напомнил, что городская политика в области интеллектуальной собственности основана на принципах поддержки наиболее важных разработок, оказывающих решающее влияние на улучшение московской экономики. Введение в хозоборот полученных результатов научно-технической деятельности - одна из приоритетных задач, так как это может привести к реальному экономическому эффекту, например, за счет выпуска импортозамещающей продукции, необходимой отраслям городского хозяйства и закупаемой в рамках горзаказа.
   По мнению А.Чапкевича, при работе по вовлечению результатов научно-технической деятельности в хозоборот необходимо сформулировать и реализовать механизмы коммерциализации прав на них.
   При этом А.Чапкевич отметил, что реализация программы развития науки и технологий не должна быть возложена лишь на Департамент науки и промышленной политики. «Этим должны заниматься разработчики», - считает он.
   Докладчик остановился на некоторых особенностях регулирования инновационной деятельности в РФ. По его словам, регулирование правовых вопросов, связанных с интеллектуальной собственностью, находится в компетенции России. Но законодательство в этой области требует существенных изменений. Министерством образования и науки РФ разработан проект концепции реформирования законодательства РФ с целью стимулирования инновационной деятельности. Необходимые изменения представлены и в проектах федеральных законов «О передаче технологий», «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс, направленных на стимулирование инновационной деятельности» и «О фондах поддержки науки и инноваций».
   К правовым проблемам, по мнению докладчика, относится отсутствие регулирования в законодательстве механизмов формирования источников финансирования инновационной деятельности.
   Как рассказал А.Чапкевич, с целью развития инфраструктуры, способствующей внедрению научно-технической продукции, ОАО «МКНТ» создана Фондовая биржа высоких технологий. Для этого был консолидирован уставный капитал в объеме 80 млн рублей, пояснил он. Биржа должна обеспечить механизм привлечения ресурсов инвесторов в развитие уже функционирующего инновационного бизнеса. Совместно с рядом столичных вузов и фондов основан Московский центр трансфера технологий. Целью его создания является ликвидация разрывов между научными исследованиями и внедрением новейших технологий в производство.
   Как подчеркнул замдиректора «МКНТ», ориентирами комитета в наступившем году является осуществление сделок не менее чем с 50 объектами интеллектуальной собственности на сумму не менее 80 млн рублей, а также обеспечение поступления в бюджет как минимум 20 млн рублей от реализации результатов интеллектуальной деятельности по лицензионным соглашениям.
   Участники заседания в целом поддержали докладчика, однако три вопроса, которые должны быть проработаны в первую очередь, предельно конкретно и четко сформулировал руководитель ДНПП Евгений Пантелеев. По его мнению, при дальнейшей организации работы департамента и «МКНТ» по вовлечению в хозяйственный оборот интеллектуальной собственности необходимо учесть три момента. В первую очередь, это система подготовки кадров, организация семинаров. «Вовлечение интеллектуальной собственности в оборот не воспринимается руководителями многих предприятий как серьезное мероприятие – но мы не должны в этом идти у них на поводу», - считает он. Второй момент – деятельность, связанная с патентованием. «Это дорогая и тяжелая работа. Мы должны создать механизм, помогающий процессу патентования», - сказал глава Департамента науки и промышленной политики и добавил, что уже в текущем году на эту цель нужно предусмотреть денежные средства.
   И, наконец, законодательные инициативы. Е.Пантелеев поддержал мнение о необходимости внесения таких инициатив в Государственную думу, и поручил сформулировать их в течение полутора недель и представить на рассмотрение в ходе следующего заседания объединенной коллегии по промышленной политике. «Предложения должны быть четко сформулированы, тогда мы действительно сможем чего-то добиться», - резюмировал министр.