09.02.2006 Государственно-частное партнерство - путь к инновационной экономике Применение различных различных форм государственно-частного партнерства (далее - ГЧП) в сфере науки и инновационной деятельности является приоритетным для государственной политики в области развития научно-технической и инновационной деятельности в РФ, отметил Александр Витальевич Хлунов, директор Департамента государственной научно-технической и инновационной политики Минобрнауки России, в своем докладе "Государственная инновационная политика в Российской Федерации: механизмы реализации", открывая научно-практическую конференцию "Технологический прорыв России: стратегическое партнерство государства и бизнеса", прошедшую 8 февраля в рамках VI Московского международного салона инноваций и инвестиций. Доля высокотехнологичных производств в реальном секторе экономики России и экспорта ее наукоемкой продукции не обеспечивают в должной мере необходимой конкурентоспособности на мировых рынках и статус развитой мировой державы. Только 8% роста российской экономики достигается за счет высокотехнологичных секторов (в развитых странах – около 60%), а доля страны в мировом наукоемком экспорте не превышает 0,5%. В России же спрос на технологические инновации со стороны отечественных предприятий остается относительно низким и не соответствует условиям достижения устойчивого экономического роста. Количество промышленных предприятий в России, использующих объекты интеллектуальной собственности, по данным Росстата, в настоящее время составляет менее 3%. По мнению А.В.Хлунова, на современном этапе одной из основных проблем, требующих решения, является преодоление тенденции технологического отставания российской экономики, что в настоящее время выражается в низкой инновационной активности предприятий, неразвитости части перспективных элементов инновационной инфраструктуры, результатом чего является низкая эффективность механизмов трансфера знаний и новых технологий на внутренний и глобальный рынки; низком уровне капитализации интеллектуального потенциала и, следовательно, недостаточной инвестиционной привлекательности научных организаций. Одним из механизмов решения указанных проблем должно стать обеспечение развития различных форм ГЧП в сфере науки и инновационной деятельности, что предполагает совершенствование механизмов взаимодействия государства и частного предпринимательства по всему инновационному циклу: от проведения научных исследований, коммерциализации научно-технических разработок и технологий до производства наукоемкой высокотехнологичной продукции. Такой подход определен, в частности, утвержденными Председателем Правительства Российской Федерации 5 августа 2005 года Основными направлениями политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года. Вместе с тем, принципиальные подходы к решению задач развития ГЧП в области инновационной деятельности определены разработанным Минобрнауки России проектом «Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 года», который в декабре 2005 г. одобрен в основном на заседании Правительства РФ. Этим документом впервые предлагается для реализации система взаимоувязанных по задачам, срокам и ресурсам программ и внепрограммных мероприятий, нацеленных на обеспечение расширенного воспроизводства интеллектуального потенциала нации, формирование условий развития конкурентоспособной на мировом уровне среды «генерации знаний» и технологического переоснащения российской экономики в целях достижения заданных темпов экономического роста, в том числе с использованием механизмов ГЧП. |