15.02.2006 В создании ОЭЗ нет приоритетов В России началась работа по созданию особых экономических зон. Однако еще существует ряд весьма значительных проблем в законодательном обеспечении их деятельности, и одна из основных связана с отсутствием приоритетов и конечных целей работы ОЭЗ. О том, на каком этапе находятся реализуемые в настоящее время проекты, а также о том, что следует менять в федеральной политике в данной сфере, шла речь во вторник, 14 февраля, в ходе заседания круглого стола на тему «Организационные аспекты создания ОЭЗ промышленно-производственного типа на примере Вологодской области», который состоялся в Госдуме РФ. Вел заседание председатель Комитета ГД по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартин Шаккум. Он напомнил собравшимся, что сам федеральный закон об особых экономических зонах был принят около года назад, в 2006 год на создание в России ОЭЗ в федеральном бюджете выделено порядка 9 млрд рублей. В настоящее время отобраны первые шесть проектов зон, в результате двух из них будут созданы ОЭЗ промышленно-производственного типа (в г. Елабуга Республики Татарстан и поселке Матырский Липецкой области). В Липецкой области ОЭЗ будет специализироваться на выпуске бытовой техники, основным ее резидентом станет итальянская компания Indesit, в работе ОЭЗ ожидается участие около 50 резидентов из различных стран, в первую очередь европейских, привлечение инвестиций составит около 22 млрд рублей, планируется создать 13,5 тыс. рабочих мест. Специализация ОЭЗ Елабуги – это производство автокомплектующих, а также сборочное производство автомобилей. В частности, интерес к этой ОЭЗ проявляют Hyundai и General Motors. По словам М.Шаккума, цель принятия федерального закона об ОЭЗ – внедрение наукоемких технологий, развитие экспортного потенциала, поддержка депрессивных территорий. Однако он считает, что при реализации этого закона существует ряд проблем. Так, предполагается, что продукция, создаваемая резидентами ОЭЗ, в первую очередь будет реализовываться на внутреннем российском рынке. Это, по словам М.Шаккума, создаст опасность того, что в России предприятия будут производить одну и ту же продукцию и находиться при этом в неравных условиях. Проблемой также является то, что не существует четких приоритетов в создании ОЭЗ, отметил М.Шаккум, неясно, для чего они создаются, производство какой именно продукции планируется стимулировать. Наконец, по результатам первого конкурса получается, что приоритет при создании ОЭЗ имеют наиболее обеспеченные регионы, способные вкладывать значительные средства в развитие этих зон, в то время как одна из целей закона – развитие депрессивных территорий. Заместитель председателя Госдумы РФ Валентин Купцов, выступая в ходе работы круглого стола, подчеркнул, что в современных российских условиях с учетом значительных различий в развитии экономик регионов «ставка только на депрессивные территории не даст положительного эффекта». По его мнению, Вологодская область лучше всего подходит для того, чтобы в условиях субъекта РФ проработать весь механизм создания ОЭЗ. К преимуществам региона он отнес то, что область является достаточно развитым субъектом РФ, здесь внедрена новая система управления хозяйственным комплексом, имеет значение также близость к Череповцу и возможность выхода к нескольким морям. Опыт Вологодской области послужит хорошей основой для дальнейшей работы по созданию ОЭЗ в России, уверен В.Купцов. Заместитель руководителя Федерального агентства по управлению ОЭЗ Дмитрий Некрасов заявил, что создание ОЭЗ никогда не было нацелено на поддержку депрессивных регионов, особенно на начальном этапе. Пока не будут отработаны все механизмы функционирования ОЭЗ, подчеркнул он, не стоит создавать такие зоны в явно депрессивных регионах. Однако, отметил Д.Некрасов, в следующем конкурсе на создание ОЭЗ шансы регионов, не обладающими такими богатыми финансовыми ресурсами, как, например, Татарстан и Липецкая область, повысятся. По словам Д.Некрасова, ОЭЗ в России создаются с целью формирования «кластеров промышленного производства на территории РФ с получением мультипликативного эффекта для прогрессирующего развития социально-экономического состояния не только субъекта РФ, в котором создается ОЭЗ, но и окружающих субъектов». Губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев сообщил, что на территории области в настоящее время ведется работа, направленная на создание благоприятного инвестиционного климата. По оценкам отечественных и зарубежных аналитиков, область относится к регионам-«точкам роста» и входит в десятку наиболее благоприятных и динамично развивающихся регионов страны. Так, агентство «Эксперт РА» отмечает надежность региона для вложения финансовых средств и относит его к числу регионов с низкими инвестиционными рисками. Агентство Moody’s в 2005 году оценило рейтинг кредитоспособности региона как «очень высокий», а Standart&Poor’s в 2005 году повысило долгосрочный кредитный рейтинг области до уровня B+. В 2004 году Вологодская область достигла уровня экономического развития 1991 года и практически исчерпала возможные ресурсы роста, отметил губернатор. В связи с этим реализация задачи диверсификации экономики области подразумевает строительство новых предприятий, создание новых производств. По словам В.Позгалева, проект создания ОЭЗ в регионе основан не только на транспортно-территориальных преимуществах предложенной площадки, но и на обеспеченности энергоресурсами, доступности сырьевой базы, квалифицированной рабочей силы, на развитости инфраструктуры. А.Позгалев подчеркнул, что ОЭЗ в области будет создана даже в том случае, если этот статус площадке не будет присвоен на федеральном уровне. В региональном бюджете текущего года средства на реализацию этого проекта уже заложены. Проект получил поддержку всех крупных компаний, действующих на территории области, в том числе ОАО «Северсталь», ОАО «Газпром», РЖД, РАО «ЕЭС России», а также банков и страховых компаний. По словам руководителя департамента экономики правительства Вологодской области Леонида Иогмана, еще в 2003 году была разработана стратегия социально-экономического развития Вологодской области до 2010 года. Главная цель стратегии – диверсификация экономики и создание в области комфортных условий для ведения бизнеса вне зависимости от его размера. В этой стратегии прописан и мегапроект-агломерация «Вологда-Шексна-Череповец». Его суть – устранение различий в правилах ведения бизнеса в Вологде и Череповце и построение «развитой инфраструктурной связки» между этими городами, включая не только транспортную, но и социальную и информационную инфраструктуру. В рамках этого проекта планируется создание ОЭЗ «Шексна». «Это объективное развитие тех процессов, которые были запущены в 2003 году», - подчеркнул Л.Иогман. В рамках ОЭЗ «Шексна» планируется развивать металопереработку, производство автокомплектующих, продукции стройиндустрии, бытовой техники. На территории ОЭЗ смогут разместиться около 100 резидентов. Реализация проекта будет способствовать привлечению отечественных и зарубежных инвестиций в экономику региона. На создание инфраструктуры зоны уйдет 1,5 млрд рублей из регионального бюджета, столько же планируется привлечь из внебюджетных источников. Проект создания ОЭЗ получил поддержку всех естественных монополий, отметил Л.Иогман. Подводя итоги заседания, М.Шаккум отметил, что до сих пор остается множество спорных моментов в российском законодательстве, регулирующем создание и функционирование ОЭЗ. «Закон об ОЭЗ приняли достаточно быстро, определенные поправки в него еще требуются», - отметил он. Дискуссия в ходе круглого стола показала, что основной проблемой является отсутствие полной ясности в вопросе, какие именно производства будут создаваться в ОЭЗ, «чего мы хотим добиться от этих экономических зон». |