01.03.2006  Грызлов: Дубна - идеальная площадка для развития технико-внедренческой ОЭЗ

   «В решениях ноябрьского съезда «Единой России» значительное внимание уделено развитию нашей экономики, в том числе мы пообещали поддержку предприятиям, занятым в инновационной деятельности», — заявил спикер Госдумы Борис Грызлов парламентским журналистам.
   Он считает, что «особые экономические зоны — один из важнейших и наиболее перспективных инструментов экономической политики. Его использование позволяет не просто поднимать производство, но делать это за счет развития передовых технологий, собственных ноу-хау. Это — реальный путь к диверсификации экономики, которая остается для нас важнейшей задачей. Концепция особых экономических зон ориентирована на экономический рывок не в отдельных отраслях и не в отдельных регионах. Это возможность для технологического продвижения всей нашей экономики».
   В первую очередь, как отметил спикер, сказанное относится к технико-внедренческим зонам. Потребность в их создании предопределена самой структурой российской экономики, сложившейся исторически, еще во времена СССР. У нас колоссальный научный потенциал. Мы можем разрабатывать и производить наукоемкую продукцию любой степени сложности, способную конкурировать с зарубежной и по инновационности, и по качеству, и по ценовым параметрам.
   По мнению Грызлова, особенность России еще и в том, что этот потенциал зачастую сконцентрирован на относительно небольших территориях, да еще и с четкой отраслевой привязкой. Речь идет о таких наукоградах, как, например, Дубна. Это идеальные площадки для развития технико-внедренческих особых экономических зон. По сути, их предназначение — конвертировать научный потенциал в конкурентоспособную продукцию, если хотите — «легализовать» его, вывести из лабораторий в реальный мир, с его потребностями, спросом, и капиталами.
   «Что касается промышленных зон, то их создание стимулирует приток инвестиций на соответствующие территории, в том числе и появление новых технологий, — полагает Грызлов. — В то же время нельзя допустить, чтобы появление промышленных зон исказило конкурентную среду. Такая опасность существует, и закрывать на нее глаза нельзя. Если одна фирма производит, скажем, бытовую технику в особой экономической зоне, а другая, в соседней области — на общих основаниях, то понятно, что условия производства у них неодинаковые. А потребитель один и тот же. Экономический инструмент, подобный особым экономическим зонам, России, безусловно, необходим. Другое дело, что использоваться он должен так, как и подобает любому сильному лекарству, то есть разумно, на основе четкого анализа, и в рамках единой грамотной промышленной политики. Если тот или иной сектор промышленности, та или иная территория нуждаются в приоритетном развитии, при этом очевидна перспектива для успеха подобного проекта, — решение должно быть позитивным».
   «Таким образом, — подчеркнул спикер, — главное, что требуется для создания и развития особых экономических зон — осознание приоритетов экономической политики. К сожалению, именно в этой части у нас пока отсутствуют четкие, единые подходы. Что касается моего мнения, считаю, что на сегодня такой инструмент, как особые экономические зоны промышленно-производственного типа, должен использоваться, прежде всего, за Уралом. Новые особые экономические зоны в приоритетном порядке нужно создавать в Сибири и на Дальнем Востоке. Там очень непростые условия, и предоставляемые инвесторам льготы способны на стартовом этапе уравновесить трудности, с которыми сталкивается развитие производства. В перспективе, за счет грамотного использования колоссального потенциала сибирских и дальневосточных земель, эти особые экономические зоны способны стать новыми локомотивами экономического развития России. После вступления в силу законов об особых экономических зонах необходимо проводить постоянный мониторинг их применения. Такая работа нами ведется: этой теме, например, были посвящены круглый стол, прошедший 14 февраля в Государственной Думе, и правительственный час 15 февраля. Парламентариям важно знать, насколько эффективно применяются законодательные нормы, как продвигается работа по созданию особых экономических зон, нужны ли здесь корректировки».