01.03.2006 С.Борисов: большинству инновационных компаний венчурные инвестиции не интересны «Если не заниматься инновациями сегодня, завтра может быть поздно», - такими словами президент Общероссийской общественной организации «ОПОРА РОССИИ» Сергей Борисов открыл форум «Инновационная экономика и малый бизнес», который проходит сегодня в Центральном доме предпринимателя в Москве. По его словам, темпы развития инновационной сферы возрастают параллельно темпам научно-технического прогресса; растет конкуренция, стоимость новых технологий, мобильность человеческого и финансовых ресурсов. «Все это ставит инновационный бизнес в жесткие рамки, в итоге решающим элементом становится скорость создания инноваций и их внедрения», - считает С.Борисов. Он подчеркнул, что только количественный прирост малых предприятий не может быть самоцелью. Учитывая, что в структуре российского малого бизнеса преобладает торговля, в новых условиях (после вступления России в ВТО) этот бизнес может оказаться на грани выживания. «Развитие экономики, предпринимательской инициативы невозможно без освоения новых перспективных рыночных направлений. Инновация – одна из самых интересных ниш для малого бизнеса», - заявил С.Борисов. Он привел данные Национального научного фонда США, согласно которым количество нововведений на единицу затрат на малых фирмах по сравнению со средними в 4 раза выше, а по сравнению с крупными - 24 раза. «Малые компании почти на треть опережают крупные компании по скорости освоения новшеств», - отметил президент «ОПОРЫ РОССИИ». С. Борисов подчеркнул, что отличительной особенностью инновационных малых предприятий от других МП является то, что на начальной стадии развития проблема финансирования ощущается наиболее остро. Среди наиболее серьезных проблем инновационного малого бизнеса он назвал: потребность в долгосрочных кредитах, "инновационную пропасть" между сферой исследований и промышленностью, отсутствие специализированных информационных ресурсов и правовой консалтинговой поддержи, отсутствие собственной исследовательской и опытно-экспериментальной базы, невысокие шансы получения заказов от отечественной промышленности из-за низкого спроса на наукоемкие технологии. Для решения этих проблем, считает С.Борисов, прежде всего, необходимо дать четкое определение инновационному малому бизнесу. Он сообщил, что в феврале 2006 года «ОПОРА РОССИИ» и ВЦИОМ провели исследование условий и проблем развития инновационного малого и среднего предпринимательства по результатам опроса 300 предприятий. Активными, по данным опроса, являются только 10-15% инновационных компаний: их интересует доступ к специальной информации, они занимаются проблемами охраны и защиты интеллектуальной собственности, подбирают кадры финансового и инновационного менеджмента. При этом подавляющее большинство компаний инновационного сектора эксплуатируют научный и инновационный потенциал, накопленный еще в советское время (судя по среднему возрасту компаний - от 10 до 13 лет). По мнению С.Борисова, инновационные компании «пересиживают» в бизнес-инкубаторах, оставаясь там на десятилетия. Государство же, заявил он, предлагает неэффективные организационные, экономические, правовые и финансовые инструменты поддержки, в частности, венчурные фонды. «Венчурные фонды не соответствуют уровню развития и реальным потребностям компаний инновационного сектора. Из-за этого степень восприятия малыми компаниями государственной инновационной политики чрезвычайно низкая, что свидетельствует о ее неэффективности», - заявил президент ОПОРЫ. Мировой опыт, уточнил он, говорит о необходимости создания венчурных фондов, только российскими малыми инновационными компаниями этот инструмент практически не востребован. «По данным опроса, подавляющему большинству инновационных компаний венчурные инвестиции не интересны. В этом парадоксе - сенсация сегодняшнего дня», - сказал С.Борисов. По его мнению, нужны программы обучения, стимулирование инновационной направленности предпринимательской деятельности, популяризация успешных компаний, система специализированных консультаций и много другое. Исследования малого бизнеса в целом, инновационного в частности, отметил С.Борисов, во многом затруднены из-за отсутствия достоверных статистических данных об этом секторе экономики. «Это оказывает существенное негативное влияние на эффективность государственной инновационной политики как таковой», - считает он. |