24.03.2006 Российские компании проявляют крайне низкую инновационную активность Российские компании не имеют четкой инновационной стратегии и проявляют крайне низкую по мировым стандартам инновационную активность. Такие выводы содержатся в докладе «Инновационное развитие: основа ускоренного роста экономики», который в четверг представила Ассоциация менеджеров России. Эксперты считают, что без госфинансирования традиционный российский хайтек может окончательно утратить научно-технический и инновационный потенциал. Исследования в области инновации, участниками которых стали более 150 ведущих российских компаний, а также представители федеральных, региональных министерств и ведомств и различных ассоциаций, впервые были проведены представителями делового сообщества. Результаты опроса показали, что лишь немногие предприниматели инвестируют в новые разработки, которые способны улучшить производство. Так, только 22% опрошенных реализовали в 2005 году более десяти инновационных проектов, 33% — от трех до десяти проектов, а 45% респондентов — не более двух проектов. Как следует из доклада, доля инновационно активных предприятий России не превышает 10-12%. Лидирующие позиции в структуре затрат на инновации — у предприятий машиностроения, ИТ-сектора и металлургии. Наиболее низкий уровень инновационной активности, согласно результатам исследования, зафиксирован в электроэнергетике. Чуть лучше складывается ситуация в ТЭК (компании этой сферы ограничивают спрос на НИОКР и инновационные идеи в России, отдавая предпочтение зарубежным новым технологиям и оборудованию). Хуже всего обстоят дела у компаний малого инновационного бизнеса. «Основные причины неудач при внедрении инноваций со всех сферах — недостаточный уровень менеджмента и маркетинга инноваций»,— резюмирует один из авторов доклада, вице-президент компании «Система-венчур» Максим Шеховцов. Эксперты признают, что большинство компаний в основном тратят средства лишь на усовершенствование существующего продукта, ожидая от внедрения инноваций скорее тактического успеха, чем решения масштабных задач модернизации производства и выхода на новые рынки. Большинство опрошенных предпринимателей настаивают на льготном кредитовании инноваций, а также налоговых, таможенных преференциях компаниям, внедряющим инновации. Интересен тот факт, что ряд компаний призывают чиновников к модернизации высшего образования. Они ссылаются на то, что низкий уровень выпускников, привлекаемых на работу, сказывается на эффективности инновационного процесса. «Инновации необходимы не только в науке, но и для развития самого бизнеса»,— утверждает генеральный директор концерна «Ситроникс» Евгений Уткин, настаивая на скорейшем внедрении частно-государственного партнерства, которое стимулирует развитие инновационной сферы. В свою очередь, заведующая сектором экономических проблем НТП ИМЭМО РАН Наталья Иванова считает необходимым законодательно разъяснить понятия «наукоемкая компания» и «стратегический новатор» с тем, чтобы определить приоритеты господдержки. «Рост инновационной составляющей важен в каждом проекте. Например, если такая тенденция не будет выявлена в национальных проектах, то их провал гарантирован»,— полагает Иванова. |