24.03.2006  Развитие экономики требует партнерства бизнеса и власти в сфере инноваций

   Особое значение для развития малого инновационного бизнеса имеет поддержка организаций инфраструктуры. О развитии этой системы в России в четверг, 23 марта, в ходе Всероссийского совещания на тему «Повышение инновационной активности регионов» рассказал начальник управления инновационного развития и инфрастуктуры Роснауки Александр Суворинов.
   Он подчеркнул, что усилия Федерального агентства по науке и инновациям (Роснаука) направлены на реализацию комплексного подхода к формированию национальной инновационной системы. Инновационная деятельность в регионах России в рамках программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 гг. поддерживается Роснаукой по следующим направлениям: поддержка развития региональной инновационной инфраструктуры; поддержка предметно-ориентированных научных исследований и венчурных проектов; методическая поддержка развития региональных сегментов национальной инновационной системы. А.Суворинов отметил, что за последние годы в России созданы основные элементы инновационной инфраструктуры: технопарки, инновационно-технологические центры, центры трансфера технологий и проч.
   В своем выступлении А.Суворинов подробно охарактеризовал деятельность основных организаций инфраструктуры поддержки инновационного бизнеса в России. Так, по его словам, главная особенность инновационно-технологических центров (ИТЦ) состоит в том, что они являются структурой поддержки сформировавшихся малых инновационных предприятий, уже прошедших наиболее трудный этап становления бизнеса, в то время как технопарки должны выполнять задачу инкубирования малых фирм. ИТЦ призваны обеспечивать более устойчивые связи малого бизнеса с промышленностью, а потому они создаются при предприятиях и научно-производственных комплексах.
   Как сообщил А.Суворинов, в последние годы основные усилия агентства были сосредоточены на создании элементов консалтинговой инфраструктуры, к которым относятся центры трансфера технологий (ЦТТ), информационно-аналитические центры и коучинг-центры. Наиболее масштабным сегментом консалтинговой инфраструктуры в настоящее время являются ЦТТ. В 2005 году Роснаукой и Рособразованием было поддержано создание 40 ЦТТ. Всего из федерального бюджета было поддержано 66 ЦТТ на общую сумму 133 млн рублей. Как подчеркнул А.Суворинов, в итоге этой работы удалось достичь равномерного распределения ЦТТ по федеральным округам и регионам РФ. Кроме того, в рамках развития сети ЦТТ Роснаукой созданы пять ЦТТ с участием зарубежных партнеров: по два российско-французских и российско-германских, а также ЦТТ с участием венгерских партнеров в области нанотехнологий.
   Среди основных проблем, препятствующих развития ЦТТ в России, А.Суворинов назвал слабую организацию управления инновационными процессами на уровне регионов и федеральных округов; проблему с выходом как на внутренний, так и на зарубежные рынки у большинства ЦТТ; недостаточную ресурсную базу; пробелы в нормативно-правовой базе, стимулирующей активизацию инновационной деятельности.
   Еще одним направлением поддержки инновационной деятельности в России А.Суворинов назвал создание 10 национальных информационно-аналитических центров (НИАЦ) по передовым направлениям науки для мониторинга мирового и российского научно-технического потенциала. Сеть НИАЦ представлена следующими центрами: НИАЦ по мониторингу приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в области индустрии наносистем и материалов, информационно-телекоммуникационных систем, энергетики и энергосбережения, живых систем, экологии и рационального природопользования, направленных на обеспечение безопасности жизнедеятельности. Также в России создано несколько инфраструктурных НИАЦ: по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем; по мониторингу подготовки кадров для научно-инновационной деятельности и обеспечения их мобильности; по поддержке объектов инновационной инфраструктуры по вопросам передачи результатов интеллектуальной деятельности; по мониторингу мирового и российского потенциала по развитию приборной базы для научных исследований.
   По словам А.Суворинова, ключевым направлением построения инновационной инфраструктуры на сегодняшний день является развитие современных финансовых инструментов и механизмов для привлечения в высокотехнологичную сферу экономики внебюджетных инвестиций. В первую очередь, это развитие системы венчурного инвестирования, которое является одним из основных источников финансирования малого и среднего инновационного бизнеса. В рамках указанной программы предусмотрено выделение 857,5 млн рублей на научно-организационное сопровождение крупных венчурных проектов, при этом из внебюджетных источников должно быть привлечено 1590 млн рублей. В 2005 году профинансировано 48 проектов, в 2006 году принято решение о финансировании еще 20, сообщил А.Суворинов.
   Он отметил, что анализ современного состояния научно-технической и инновационной сферы в России свидетельствует, что по уровню инновационной активности, месту высокотехнологичной продукции в структуре производства и экспорта, объемам финансирования науки, развитию инновационной инфраструктуры Россия заметно отстает от развитых стран. Структурные и технологические преобразования, необходимые для повышения темпов роста экономики до 7-8% в год, требуют партнерства бизнеса и государства в сфере научно-технической и инновационной деятельности на основе широкого привлечения внебюджетных ресурсов, уверен А.Суворинов. В связи с этим заслуживает особого внимания развитие малого инновационного предпринимательства в научно-технической сфере. Оно является наиболее динамичным сектором инновационной экономики, способным оперативно реагировать на потребности рынка наукоемной высокотехнологичной продукции. Однако в последние годы число малых компаний не увеличивается, заявил он. Как показывает мировая практика, этап становления и начального развития малых высокотехнологичных компаний не может эффективно осуществляться без государственной поддержки. В связи с этим используется механизм поддержки малых инновационных предприятий через Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
   Одним из важнейших направлений развития инновационной инфраструктуры, по словам А.Суворинова, является инфраструктура подготовки кадров для инновационной деятельности. В 2005 году Роснаукой было поддержано создание национального информационно-аналитического центра по мониторингу подготовки кадров для научно-инновационной деятельности. А.Суворинов сообщил, что в вопросе подготовки кадров для сферы инновационной деятельности имеются общие проблемы, связанные, в частности, с отсутствием единого федерального центра и соответствующих региональных структур, вырабатывающих стратегию развития системы подготовки специалистов по организации и управлению в сфере инновационной деятельности; с существенными проблемами в правовом и нормативно-методическом обеспечении подготовки специалистов; с неразработанностью подходов к созданию системы сертификации специалистов инновационной деятельности.
   Другим направлением развития информационной инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, по словам А.Суворинова, стало создание системы государственного учета результатов научно-технической деятельности. На Роснауку в связи с этим возлагается ответственность за практическую реализацию двух масштабных задач: создание и ведение базы данных результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (РНТД) – государственной базы данных РНТД; создание и ведении государственной базы данных единого реестра РНТД. К настоящему времени все предварительные работы завершены, система будет запущена 1 апреля 2006 года, сообщил он.
   Кроме того, эффективным механизмом реализации инновационной политики является информационно-выставочная деятельность на территории РФ и за рубежом, направленная на продвижение отечественной научно-технической и технологической продукции и услуг на рынок. В 2005 году, как сообщил А.Суворинов, Минобрнауки России организовало экспозиции на 43-х научно-технических и инновационных выставках (10 - в России, 33 - за рубежом). В 2006 году значительно расширяется география выставочных мероприятий: планируется организовать экспозиции на 48 научно-технических и инновационных выставках (11 – в России, 37 – за рубежом).