29.03.2006 Государственная политика в области развития инновационной системы России 28 марта в рамках Международного Специализированного Форума лучевых технологий, лазеров, оптики, электроники, мехатроники «RayForm+/Лучи и лазеры» в выставочном центре «Сокольники» состоялся семинар «Новые возможности и подходы к финансированию инноваций», организованный Международным фондом технологий и инвестиций (The International Foundation of Technology and Investment - IFTI). На семинаре с докладом «Инновационная система России. Основные направления государственной политики по ее развитию» выступил представитель Министерства образования и науки России, заместитель директора департамента государственной научно-технической и инновационной политики Александр Наумов. «Основной задачей государственной инновационной политики является повышение эффективности использования интеллектуальных ресурсов страны и создаваемых научно-технических результатов в интересах обеспечения конкурентоспособности России и перевода ее экономики на инновационный путь развития», - отметил он. Важнейшим направлением, обеспечивающим реализацию инновационной политики, является развитие нормативно-правовой базы в области интеллектуальной собственности. В 2002-2005 годах были внесены изменения и дополнения в Патентный закон РФ, законы «О товарных знаках, знаках обслуживания и наи менования мест происходжения товаров», «О правовой охране топологий интегральных микросхем», «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», «Об авторском праве и смежных правах». В июле 2004 года принят новый Федеральный закон № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», обеспечивающих правовую охрану секретов производства (ноу-хау). Произошли изменения и в области законодательного регулирования инновационной деятельности. Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ в закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» внесены изменения, расширяющие (восстанавливающие) полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по регулированию и финансированию научной, научно-технической и инновационной деятельности в субъектах Российской Федерации. Минобрнауки РФ предлагает комплекс законодательных мер с целью развития рынка интеллектуальной собственности, стимулирования инновационной деятельности и внедрения в производство наукоемких технологий. Предполагается как разработка новых, так и изменение действующих законодательных актов Российской Федерации. Закон о науке и государственной научно-технической политике необходимо дополнить определениями таких понятий, как «инновационная деятельность» и «малое инновационное предприятие». По мнению А.Наумова, инновационная деятельность не может быть отнесена ни к коммерческой, ни к научно-технической деятельности, она находится «ровно посередине». В свою очередь, под определение малых инновационных предприятий попадают организации, которые осуществляют не только закупку оборудования и создание новых производств, но и «занимаются материализацией, воплощением в реальную товарную продукцию получаемых результатов научно-технической деятельности». Также в Законе о науке необходимо определить правовой статус отдельных участников инновационного процесса: субъектов малого инновационного бизнеса, государственных научных центров. Министерство принимает активное участие в разработке проекта четвертой части Гражданского кодекса РФ, касающегося вопросов интеллектуальной собственности. Недавно этот законопроект был одобрен Правительственной комиссией по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности, ее правовой охране и использованию. Сейчас проект части 4 ГК РФ находится на рассмотрении в администрации президента и в скором времени может поступить в Государственную думу. А.В. Наумов рассказал, что Министерством был подготовлен проект Федерального закона “О передаче технологий”, призванный упорядочить отношения, связанные с установлением условий передачи прав на использование результатов научно-технической деятельности. Этот проект вошел в 4 часть ГК в качестве одной из глав. Представитель Минобрнауки отметил, что действие законопроекта распространяется не на любые результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а лишь на те из них, которые созданы за счет средств государственного бюджета, как федерального, так и регионального. При этом законопроект не затрагивает вопросы передачи прав на результаты научно-технической деятельности, созданные с привлеченим бюджетных средств на возмездной основе (кредитов). Для решения проблемы стимулирования инновационной деятельности предполагается внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающих введение льгот по уплате налога на прибыль, на имущество, НДС и распространяющихся на организации, занимающиеся освоением в производстве новой техники и технологий, содержащих объекты интеллектуальной собственности, созданные за счет или с привлечением средств федерального бюджета. Необходимо расширить возможность применения малыми инновационными предприятиями упрощенной системы налогообложения. Минобрнауки считает, что необходимо освободить от налогообложения все гранты, а не только гранты, предоставленные организациями, включенными в утвержденный Правительством РФ перечень грантодателей (Постановление Правительства РФ № 923 от 24.12.02, № 24 от 21.01.06). Предлагается освободить от налогообложения прибыль малых инновационных предприятий в первые два года их деятельности вне зависимости от объема их годового оборота, а также освободить от уплаты НДС выполнение любых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, ввоз технологического оборудования для проведения исследований, патентно-лицензионные операции (кроме посреднических), связанные с объектами интеллектуальной собственности (исключая товарные знаки и знаки обслуживания). Помимо этого, Минобрнауки предлагает снизить ЕСН для малых инновационных предприятий до 13%. Вопрос финансирования инноваций также нуждается в законодательной поддержке. Необходимо определить правовой статус государственных фондов, осуществляющих финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности. Наиболее целесообразным представляется утверждение новой организационно-правовой формы некоммерческой организации – государственного фонда – которая будет содержать в себе как признаки фонда, так и признаки финансируемого государством учреждения. Такой фонд может вкладывать свои средства в поддержку и развитие инноваций, но права на разработки, созданные за счет или с использованием средств фонда, будут принадлежать исполнителям, разработчикам инновационных технологий (грантополучателям). По мнению А.Наумова, подобное законодательное закрепление прав на результаты научно-технической деятельности поможет увеличению объема частных инвестиций в НИОКР, поскольку «с государством частный инвестор в финансовые игры играть не любит», а также оградит разработчиков новых технологий от вмешательства чиновников. В заключение представитель Минобрнауки отметил, что комплексная реализация рассмотренных мер будет способствовать созданию в стране цивилизованного рынка интеллектуальной продукции, повышению престижа научно-технической и иннновационной деятельности и, в конечном итоге, переводу российской экономики на инновационный путь развития. |