25.04.2006 Москва: на окраинах появятся промзоны будущего Проекту столичных властей «Пром Сити Москва» уже больше пяти лет. Но он пока так и остается проектом. На территории Молжанинова, где должны вырасти современные заводы и фабрики, по-прежнему пустыри. Даже точного плана новой промзоны будущего еще нет. Между тем столичные чиновники уверяют, что именно проект Пром Сити дал толчок развитию московских промзон. В столице уже сформировано больше двух десятков промышленных территорий. Промышленный облик города формировался в тридцатые годы хаотично, без генерального плана. Вот и получилось, что сейчас на "бриллиантовой" земле в пределах Садового кольца оказались некоторые фабрики и заводы. В любом случае там, где гектар стоит до 10 млн долларов, их не останется. Однако городу совсем не хочется отдавать территории под заводами и фабриками "чужим фирмам". Ведь это единственный резерв города для строительства и малого бизнеса. Идея вывести предприятия из центральной части города витает в воздухе еще со времен развитого социализма. Но из 600 производств, которые еще в 80-х собирались вывезти, уехали всего шесть. Но уже не за горами тот день, когда на окраинах Москвы появятся промзоны будущего. Несколько лет назад столичное правительство взяло курс на сокращение территорий, отведенных под промышленность. Сейчас их около 20 тысяч гектаров, а через 14 лет они должны уменьшиться до 15 тысяч. Однако это не значит, что промышленность хотят похоронить. Ее будут развивать и уплотнять (примерно в 1,5 раза). К процессу формирования промзон будущего подошли с умом. Недавно в городе провели кадастровую оценку земельных участков и определили места, где промышленность размещать выгоднее, чем, например, жилье или торговлю. Предприятия решено переводить туда, где никто не решится построить что-то другое. Как правило, это пустыри рядом с автомобильными трассами и железными дорогами. Таких зон получилось пока 26 (14 из них должны полностью сформироваться уже к 2014 году). Три из них будут абсолютно новыми, а остальные появятся на базе уже существующих, которых сейчас 83. Власти надеются, что таким образом поймают сразу несколько зайцев: во-первых, будут не уничтожать, а перебазировать предприятии в новые корпуса; во-вторых, нанесут удар по безработице, создав новые рабочие места; в-третьих, заманят на фабрики талантливую молодежь; в-четвертых, Москва начнет выпускать конкурентоспособную продукцию; в-пятых, инвесторам дадут возможность разумно потратить деньги, а центр города освободят для более выгодных объектов. Кроме того, в Москве значительно улучшится состояние окружающей среды (для 1,5 миллиона человек) за счет вывода опасных производств. Промзоны нового типа будут формироваться по так называемому кластерному принципу. В одном месте будут сосредоточены предприятия, НИИ, вузы и т.д. одного профиля. Например, на севере - зона оборонки, на юге - зона электроники, на востоке - зона химической промышленности. Сейчас идет работа по промзонам Калошино, Руднево, Хабиловка, Митьковская ветка (ВАО); Северянин, Бескудниково (СВАО); Дегунино-Лихоборы, Молжаниновская, Подрезково (САО). Кроме того, в фокусе внимания властей зоны Теплый Стан (завершен проект планировки), Павелецкая, Верхние Котлы (здесь будет размещен еще и огромный спорткомплекс для зимних видов спорта), Нагатино (тут проектируется технопарк). В Юго-Восточном округе появятся зоны "Серп и молот" и Капотня. Большинство зон будут машиностроительными (3 - в Северо-Восточном округе, 4 - в Южном, 5 - в Северном, по два в Юго-Восточном и Восточном, по одному в Юго-Западном и Северо-Западном округах). Химическая промышленность сосредоточится в Юго-Восточном округе (1 зона), текстиль на юго-востоке (1 зона), под пищевую промышленность выделят 2 зоны на юге столицы, по одной на юго-западе, западе и севере. Место для легпрома нашлось в Северо-Западном округе (1 зона), а приборостроение и электроника сосредоточатся в Зеленограде. Но все же первый "промышленный" эксперимент пройдет на территории района Молжаниновский в Северном округе. Это широко разрекламированный проект "Пром Сити Север". Первый промышленный сити расположится в границах производственно-коммунальной зоны "Планерная". Территория (108 га) подходит по всем параметрам: рядом железная дорога, трубопровод высокого давления и шумный аэропорт "Шереметьево". Правда, если изначально этот участок мало кого интересовал, то сейчас, когда рядом строят скоростную трассу на Ленинградке, а неподалеку растет элитный жилой комплекс, от инвесторов уже нет отбоя. И цена земли здесь в перспективе будет только расти. Правда, есть и некоторые проблемы. Так, в границах "Планерной" проживает около 300 человек, которых нужно расселить, расположено 17 организаций и одна школа. Жители деревень Филино и Новодмитровка, попавшие в зону застройки Пром Сити, уже давно готовятся к переезду: по планам московского правительства их в любом случае должны отселить до 2010 года. Предполагается, что им предложат либо квартиры в новостройках в Молжаниново, либо дачные коттеджи в том же районе, причем за счет предполагаемых инвесторов. Однако список конкретных инвесторов тоже еще не определен. Дело в том, что до сих пор нет ни бизнес-проекта новой промзоны, ни даже конкретного проекта планировки, и инвесторам ничего не могут сказать толком: ни на каких условиях они могут занимать землю, ни что смогут на ней построить, ни сколько будет стоить земля, ни каким образом будет участвовать в инвестиционном проекте город. Идут разговоры о том, что предприятиям и малому бизнесу в промзонах нужно устанавливать налоговые льготы и льготы на аренду, предоставлять бюджетное кредитование, однако никаких конкретных предложений пока нет. Из 100 га первой промышленной Мекки Москвы полностью свободны лишь 14 га, на остальных находятся депо, склады, транспортные терминалы. И пока территорию не расчистят, невозможно будет проложить даже необходимые коммуникации и построить дорожно-транспортную сеть. Между тем уже известно, что первый кластер будет машиностроительным, только из ЦАО на экспериментальную площадку должно переехать около 350 машиностроительных и металлообрабатывающих предприятий. Однако даже когда все эти проблемы решатся, останется одна: как трудящимся ездить на работу на окраины города. Есть предложение строить в промзонах "технологические деревни" с доходными домами и меблированными комнатами, однако как воплотить сей проект в жизнь, пока совершенно неясно. 26 будущих московских промзон: машиностроение - Огородный проезд, Алексеевские улицы, Северянин, Соколиная Гора, Калошино, Грайвороново, Люблино, Каширское шоссе, Котляково, Чертаново, Щербинка, Тушино, Автомоторная, Вагоноремонт, Дегунино-Лихоборы, Планерная, Новоподрезково; химия и нефтехимия - Южный порт; текстиль – Курьяново; пищевая промышленность - Бирюлево, Ленино, Южное Бутово, Северное Очаково, Коровино; легкая промышленность – Трикотажная; приборостроение и электроника - ЦИЭ (Зеленоград). ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Московский комсомолец" |