10.05.2006 Университеты помогут Калужской области стать инновационным регионом Кластерная экономика региона и принцип «тройной спирали», подразумевающий предпринимательское взаимодействие университетов, бизнеса и государства, — базовые условия подготовки менеджеров инновационных проектов. Единственная сложность заключается в том, что разворачивать эту подготовку следует в среде, где есть все составляющие инновационной деятельности, в том числе в инновационные процессы должно быть включено и само учебное заведение. В Обнинске решили реализовать новую схему выращивания инновационного потенциала — с использованием шведского опыта, сообщает журнал "Эксперт". В прошлом столетии роль университетов заметно изменилась: учебные заведения сами начали создавать наукоемкие предприятия. Это оказалось крайне привлекательно с экономической точки зрения. Так, фактически на базе Стенфордского университета была создана Силиконовая долина — крупнейший производитель инноваций в компьютерном, программном и интернет-бизнесе. Что отличает университет — предпринимательский центр от обычного университета? Во-первых, у него есть достаточно широкий и точно определенный спектр исследовательских работ. Узкая специализация недопустима: ошибочные ставки на те или иные отрасли могут стать финансово непреодолимым барьером для хозяйственной деятельности. Во-вторых, университет, как самостоятельная коммерческая фирма, в своих действиях должен руководствоваться прежде всего экономической целесообразностью. Смена подхода влечет за собой и новый тип управленческих действий: теперь необходимо создавать организационные механизмы, ответственные за технологическое оформление исследований, создание фирм, анализ рынков, продвижение продуктов и проч. В-третьих, шансы на экономический успех резко возрастают, если университет находится в среде, где высоко развиты предпринимательство и изобретательство. Поэтому университеты вынуждены разными способами поддерживать действия своих стратегических партнеров по созданию всей инфраструктуры инновационных работ (бизнес-инкубаторы, технопарки, венчурные фонды и т. д.) и сами работать в этом направлении. Специалисты полагают, что в XXI веке конкурентоспособность национальных экономик будет определяться наличием у них эффективных инновационных регионов — территорий, где концентрируются десятки предприятий одной или нескольких смежных отраслей. При такой дислокации, когда «открытия носятся в воздухе», предприятия резонансно повышают конкурентоспособность друг друга, а поток клиентов возрастает за счет расширенных возможностей выбора, которые дает кластер. В любом кластере есть «якорное» предприятие — успешная компания, своим бурным развитием доказавшая перспективность отрасли. Для этой отрасли принимается режим льгот, другие предприятия начинают подтягиваться к «якорному», и оно само начинает генерировать новые идеи, создавая вокруг себя новые и новые предприятия, что и приводит к значительному синергетическому эффекту. С появлением кластера резко возрастает мобильность сотрудников, поскольку каждый понимает, что хорошего специалиста охотно примут на работу в любой соседней компании. Это заставляет работодателей расширять возможности профессионального и карьерного роста своих сотрудников, создавать им благоприятные условия для работы. Инновационные территории в последние годы все больше ориентируются на создание маленьких компаний с персоналом в три-пять человек. Гибкость, способность при необходимости быстро перестроиться, вырасти или, наоборот, свернуться делает их более конкурентоспособными. В создании инновационных регионов участвуют три института — академический, корпоративный и государственный. Их совместная инновационная политика направлена на генерирование предпринимательства и новых бизнесов. И принцип «тройной спирали» — совместной предпринимательской деятельности бизнеса, государства и университетов — сейчас используется как базовый для создания новых территорий инновационного развития. Причем центральная роль в этой тройной связке отводится университету. Российских вузов не коснулись академические революции. Искажения, допущенные при переносе в Россию модели немецких гумбольдтовских университетов, как раз ориентированных на исследовательские работы, не позволили вузовской науке масштабно развиться. Занять предпринимательскую позицию в советское время университеты тоже никак не могли. МИФИ и МФТИ лишь в определенной степени можно считать предпринимательскими университетами, ведь, создавая инновационные продукты, они действовали в нерыночных условиях. Означает ли отсутствие у нас предпринимательских вузов принципиальную невозможность появления инновационных регионов? Вовсе нет. В мировой практике немало примеров наращивания исследовательских и предпринимательских мощностей местных университетов при создании инновационных территорий, а то и строительства университета, если такового не имеется. В Обнинске решено создать территорию инновационного развития, взяв в качестве образца опыт шведского проекта Growlink — современный инновационный центр в городе Линчепинге, специализирующийся в сфере информационных технологий, медицины и фармакологии. Growlink признан лучшим европейским проектом 2003 года в сфере развития и поддержки инноваций. Выбор Линчепинга в качестве образца был обусловлен двумя причинами. Первая — успешность проекта. Двадцать лет назад экономика всех скандинавских стран находилась в кризисе, из которого шведы вышли за счет ставки на инновационные технологии, и к началу нового тысячелетия это позволило шведской экономике стать одной из самых конкурентоспособных в мире. Бюджет Линчепинга, где проживает 135 тыс. человек, почти в два раза превосходит бюджет всей Калужской области, население которой превышает миллион. В Линчепинге создана комплексная система, задача которой — коммерциализация технологий и генерирование новых наукоемких предприятий. Система включает в себя органы государственной и муниципальной власти, научные учреждения, университет, технопарк, финансовые и кредитные учреждения, бизнес-инкубаторы, венчурные и другие фонды, консалтинговые фирмы, объединения предпринимателей. Ключевая характеристика шведского проекта — высокая согласованность действий разнородных элементов инновационной инфраструктуры, притом что единый центр управления отсутствует, зато активно используются партнерские связи, горизонтальные контакты, клубные формы работы и т. п. Жестких и заданных правил игры нет, все выстраивается на договоренностях и стремлении к взаимодействию, которое и обеспечивает выгоды всем участникам. Сами шведы называют пять составляющих успеха сетевого способа организации: информация, коммуникация, координация, кооперация и взаимодействие. Ключевой элемент системы — университетский холдинг, на территории которого расположены исследовательские центры крупных компаний. Первым шагом университета в инновационном направлении стало соединение технической подготовки студентов с менеджерской (обучение управлению инновациями). Помимо проведения научно-исследовательских работ холдинг инициируют создание фирм студентами и преподавателями, вплоть до выдачи им небольшого стартового капитала. 36% сегодняшних предприятий технопарка работает на основе идей, рожденных в университете. Путь от идеи до коммерческого продукта занимает несколько лет. Когда у выпускника или преподавателя появляется идея, его отправляют на обучение в центр подготовки предпринимателей, где выясняется, пригоден ли он к предпринимательству. Если за время обучения человек сделает бизнес-план и у него появится желание создать предприятие, он перемещается в бизнес-инкубатор, где его предприятие получает офисную, маркетинговую, бухгалтерскую, юридическую и иную поддержку за минимальную плату. Два специализированных бизнес-инкубатора «Коллегиум» и «Берзелиус» поддерживают кластерные приоритеты Линчепинга. Все структуры поддержки (центры подготовки предпринимателей, бизнес-инкубаторы и т. п.) финансируются муниципалитетом. А через два-три года вставшее на ноги предприятие переходит в технопарк, на территорию со всеми необходимыми коммуникациями, где размещается на условиях аренды. Льготного режима в технопарке нет, предприятие само оплачивает все необходимые услуги (маркетинг, бухгалтерия и проч.). Ставка мэрии Линчепинга на инновации привела к резкому росту экономических показателей: за двадцать лет количество малых компаний выросло в 35 раз, занятых в них работников — в 30 раз (число сотрудников 61% компаний не превышает пяти человек), а суммарный доход территории в виде налоговых и иных поступлений достиг миллиарда долларов. В учебных центрах Линчепинга, к которым относится не только университет, развернуты разные образовательные программы: для менеджеров инновационных предприятий, для сотрудников структур поддержки, для работников муниципальной власти. Программы различаются и по уровню сложности: есть стартовая программа подготовки менеджеров инновационных проектов, а для тех, кто уже создал предприятие, существуют другие программы — программы роста. Действия каждого начинающего менеджера в течение первого года работы сопровождает персональный ментор (наставник) — опытный и успешный предприниматель, руководитель состоявшейся инновационной компании. В Обнинске уже есть некоторые элементы инновационной инфраструктуры (региональный инновационно-технологический центр, центр науки и технологий, бизнес-инкубатор), но все эти элементы действуют разрозненно и в сумме большого экономического эффекта не дают. Создаваемая по шведскому образцу инновационная сеть, базирующаяся на принципе «тройной спирали» и кластерном сценарии, должна начать генерировать новые бизнесы. Для этого часть элементов инфраструктуры нужно «доразвить», создать отсутствующие элементы и обеспечить территорию кадрами. Для этого и запущен международный проект «Развитие инфраструктуры поддержки малых и инновационных предприятий в Калужской области (Grow Kaluga)», организаторами которого стали Франко-российский институт делового администрирования (ФРИДАС), Шведский институт менеджмента и Университет Линчепинга. Проект рассчитан на три года (2005−2007 гг.), финансируется правительством Калужской области (350 тыс. долларов) и Шведским агентством международного развития (1 млн долларов). Как показывает опыт Линчепинга, изменения происходят быстрее, если вклады сделаны в людей. Поэтому в проект Grow Kaluga входит пять образовательных программ, направленных на подготовку всех потенциальных участников инновационной деятельности: «Предпринимательство и развитие новых бизнесов для руководителей малых и инновационных предприятий», «Подготовка руководителей организаций инфраструктуры поддержки малых и инновационных предприятий», «Подготовка менторов — наставников молодых менеджеров инновационных и малых предприятий», «Подготовка преподавателей по предпринимательству и развитию новых бизнесов» и «Программа для руководителей и специалистов государственных и муниципальных органов власти». Обучение для участников программ бесплатное, за три года планируется подготовить 300−350 человек. Подать заявку на участие в программе «Предпринимательство и развитие новых бизнесов для руководителей малых и инновационных предприятий» могут молодые предприниматели, руководители и менеджеры вновь созданных или создающихся малых и инновационных предприятий, носители инновационных идей, выпускники вузов, преимущественно технические специалисты. А участниками программы становятся те из них, кто прошел конкурсный отбор на основе представленных бизнес-идей развития существующего или будущего предприятия. Подготовить тех, кто будет реализовывать инновационные проекты, — значит организовать переход участников программы с позиции «автора идеи» на позицию предпринимателя. Сама «инновационность», будучи спецификой всего проекта, в учебной программе проявляется только там, где она присутствует и в реальности. Нацеленность территорий инновационного развития на работу с мировыми рынками в учебной программе проецируется на прием, называемый перемасштабированием: идеи, предложенные участниками программы, рассматриваются в границах больших, чем городские. А учебный акцент в программе ставится на предпринимательскую подготовку, поэтому способ обучения не академический, а «обучение действием»: 20% учебного времени отводится на теорию, 30% на самостоятельную работу и 50% на подготовку конкретных проектов. Стержень учебной программы — работа над бизнес-планами: на старт программы все слушатели выходят с собственными бизнес-идеями, и в течение всей программы (девять месяцев) эти идеи доводятся до реальных бизнес-планов. Публично обсуждается каждый шаг по приведению идеи к форме коммерческого продукта: какова рыночная потребность в продукте, кто может составить конкуренцию, какое необходимо финансирование, каков список его потенциальных источников, кто станет клиентами и чего конкретно они хотят, каких целей нужно достичь через три года и т. д. Сопровождается эта работа тремя процессами. Первый — теоретическая поддержка работы. Тематика — бизнес-планирование, маркетинг и продажи, финансы, управление качеством, механизмы роста бизнеса. Второй процесс — индивидуальные консультации. Тематика консультаций соответствует прорабатываемому в данный момент разделу бизнес-плана. Менторы-наставники не дают готовых рецептов действий, скорее, они в ходе бесед подталкивают слушателя к самостоятельным выводам и решениям (при помощи обсуждения бизнес-эффективности тех или иных предложений слушателя, вопросов и комментариев к его текстам и т. п.). Третий процесс — создание клубного пространства для неформального обсуждения всех возникающих в ходе работы вопросов. Программа начинается недельным семинаром в Линчепинге, где ее участники знакомятся с территорией инновационного развития (инновационные предприятия, организации структуры поддержки, управляющие компании) и разрабатывают бизнес-платформу предприятия. Далее ежемесячно проходят двух-трехдневные семинары либо встречи с менторами-наставниками. А заканчивается программа защитой бизнес-планов. Чтобы стать развивающимся инновационным регионом, Обнинску придется выполнить два непростых условия. Во-первых, вырастить в городе предпринимательский университет. Это реально: удалось же шведам почти в десять раз увеличить число студентов университета за двадцать лет и создать в нем среду, порождающую новации и компании. Гораздо труднее не повторить типовую ошибку создателей инновационных территорий. Для этого в формулу успеха, рожденную в Калифорнии, — brain capital + venture capital (интеллектуальный капитал плюс венчурный капитал) — следует добавить еще один элемент: mental capital. Чтобы территория была живой, порождающей новаторскую энергию и синергию, чтобы рынок инноваций оформился, придется работать с ментальными и поведенческими установками людей. |