17.05.2006 Разработан пакет законопроектов «Инновационная Россия» За многочисленными дискуссиями о том, как лучше поделить нефтяные сверхдоходы, тема пополнения доходов страны за счет внедрения инноваций ушла даже не на второй, а на третий план. Она кратковременно выходит на авансцену только тогда, когда речь заходит об особых экономических зонах (ОЭЗ), где правительство и предполагает сконцентрировать точки роста инновационной экономики. Об ОЭЗ говорили вчера на представительном международном форуме в Москве. Вице-премьер Александр Жуков заявил, что именно эти образования обеспечат решение одной из задач, поставленной президентом в недавнем послании Федеральному Собранию: создадут инновационную систему, которая поставит на поток производство высоких технологий. Вчера же глава Минэкономразвития Герман Греф сообщил, что в заключительной стадии согласования находятся документы по созданию российского инновационного венчурного фонда. Однако ОЭЗ и государственного венчурного фонда вряд ли будет достаточно для опережающего развития в стране производств, основанных на инновациях. Как считают эксперты, необходимо заинтересовать весь бизнес в переходе на высокотехнологичные производства, в финансировании научно-исследовательской деятельности, опытно-промышленных производств. Власти, похоже, это понимают. Примерно год назад была бы создана специальная межведомственная рабочая группа при администрации президента, которая готовит поправки в законодательство для активизации научно-технической и инновационной деятельности. Проанализировав опыт ведущих стран, группа подготовила пакет законопроектов под общим названием «Инновационная Россия». «Цель - стимулирование внедрения инноваций в производство, создание инновационной инфраструктуры, системы коммерциализации изобретений», - говорит руководитель группы Екатерина Попова. При этом речи об увеличении госфинансирования научно-исследовательской деятельности, судя по всему, не идет. По словам заместителя министра образования и науки, статс-секретаря Дмитрия Ливанова, в процентном отношении к ВВП эта сфера у нас финансируется на уровне развитых стран: 0,71% - в России, 0,59% - в Великобритании, 0,83% - в США. А вот объемы финансирования инновационных разработок со стороны частных структур мало того, что меньше в 2-2,5 раза, чем в развитых странах, но и продолжают падать. «Компании приобретают современное западное оборудование, они не заинтересованы в российских разработках», - говорит г-н Ливанов. Тем более что общий уровень этих разработок низок, они лишь наполовину удовлетворяют даже тот минимальный спрос, который существует у российского бизнеса. «Задача - стимулировать предпринимательский сектор вкладывать в НИОКР, в том числе за счет использования налоговых мер», - уверен заместитель министра. В становлении инновационной экономики «налоговые механизмы должны быть ключевыми», уточняет глава национального совета по оценочной деятельности Иван Грачев. В противном случае в эту сферу не удастся вложить суммы сопоставимые с теми, которые инвестируются в добывающие сектора. Без сомнения, лоббирование налоговой части программы поддержки российского хай-тека будет сопровождаться серьезными дискуссиями с представителями Министерства финансов. Вряд ли Алексей Кудрин готов к потере как минимум 30 млрд бюджетных рублей в год, которых, по подсчетам члена комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксаны Дмитриевой, казна недосчитается в случае предоставления налоговых льгот, предлагаемых рабочей группой. Среди них льготы по НДС, ЕСН, налогам на землю, на имущество и так далее. Впрочем, Оксана Дмитриева настроена оптимистично. «Результаты голосования в Госдуме определяются позицией партии «Единая Россия». А ее позиция - позицией правительства и президента. То, что эти предложения подготовлены с участием администрации президента и Минобрнауки, вселяет оптимизм», - отмечает она. Оксана Дмитриева рассчитывает, что уже в ходе нынешней сессии «определенная часть» пакета законопроектов «Инновационная Россия» будет внесена в Госдуму. |