17.05.2006  Липецкая область: к 2020 г. экономический рост обеспечат ОЭЗ местного значения

   Во вторник, 16 мая, в Министерстве регионального развития РФ прошло обсуждение Стратегии социально-экономического развития Липецкой области до 2020г. Итоги совещания показали, что регион-донор может не только представить качественный подход к стратегическому планированию территории, но и стать "донором идей" для федеральных чиновников и экспертов. В частности, по такому вопросу как выявление "точек роста" на территории региона с последующим развитием в них особых экономических зон регионального значения.
   На совещании стратегию развития представила заместитель главы администрации Липецкой области Татьяна Глуховкина. С задачей она справилась блестяще: участники совещания единодушно отметили, что презентация стратегии получилась более обстоятельной, чем ее бумажный вариант, представленный в МРР.
   Замглавы администрации Липецкой области отметила, что в социально-экономическом развитии региона наметились устойчивые положительные тенденции: среднегодовые темы роста в промышленности составили 105%, в сельскохозяйственном производстве – 108%, в розничной торговле – 110%, инвестиции в основной капитал составили 120%. За пять последних лет доля бедного населения сократилась более чем на 40% и на сегодняшний день составляет порядка 17%.
   Замглавы администрации особо подчеркнула, что по объему промышленной продукции на душу населения область занимает первое место в ЦФО и третье место в РФ.
   По объему инвестиций регион занимает третье место в ЦФО. За последний год его рейтинг по международной шкале повышен до «позитивного».
   «Кроме того, регион стал первым в России, где создана и успешно развивается модель конкурентоспособного территориального кластера, сети локально расположенных предприятий, производящих смежную продукцию и создающих хорошие конкурентные преимущества для этих предприятий как на внутреннем, так и ни международных рынках», - отметила Т. Глуховкина.
   Она также напомнила, что Липецкая область приступила к реализации проекта создания ОЭЗ промышленно-производственного типа. У области для дальнейшего экономического развития есть необходимый инфраструктурный потенциал.
   Однако, сообщила Т. Глуховкина, в регионе можно выделить пять групп проблем, в числе которых экономические и структурные, социальные, экологические, инфраструктурные, а также проблемы, связанные с недостаточной эффективностью управления регионом.
   В качестве главной экономической структурной проблемы она назвала моноструктурность экономики и зависимость бюджета региона от одного крупного предприятия-налогоплательщика – Липецкого металлургического комбината. В структуре ВРП доля промышленности приблизилась к 60%, при этом доля металлургического комплекса в общем объеме промышленного производства составляет 60-70%.
   Такая моноструктурность приводит к тому, что, например, прошлогоднее ухудшение мировой конъюнктуры рынка черных металлов способствовала снижению производства чугуна на 11%, стали и проката - на 18%. В результате бюджет области недополучил 18 млрд руб. Кроме того, в самой структуре промышленного производства преобладает доля продукции с низкой добавленной стоимостью. В ряде отраслей экономики снижены конкурентные преимущества.
   Еще одна проблема, по словам замглавы администрации, – "недостаточная пространственная организация региона", и как следствие, снижение конкурентоспособности ряда территорий Липецкой области. «Усугубляется территориальная асимметрия в социально-экономическом развитии территорий области и усиливается монофункциональный характер ряда муниципальных образований», - отметила она.
   В качестве главных принципов региональной политики области Т. Глуховкина назвала создание "точек роста" с максимальной концентрацией финансовых, трудовых и административно-управленческих ресурсов и их распространение на другие территории, что должно обеспечить рост экономики и социальных преобразований.
   Все эти "точки роста" на территории области определены, сообщила замглавы. Областным законодательством введено понятие "особой экономической зоны регионального уровня".
   Как сообщила Т. Глуховкина, стратегией развития Липецкой области предусматривается создание ряда подобных зон. Прежде всего промышленно-производственной зоны «Казинка» в Грязинском районе по производству «белой техники» и сельхозтехники. Только создание этой зоны в перспективе обеспечит среднегодовой прирост ВРП на уровне 3% и снизит долю Новолипецкого комбината в общем объеме валовой региональной продукции. Объем привлеченных инвестиций по данной ОЭЗ составит 21,5 млрд рублей, количество рабочих мест - 13 тыс., увеличение поступлений в бюджеты всех уровней в результате реализации этого проекта составит 15 млрд рублей в год. Развитие ОЭЗ "Казинка" даст дополнительный импульс развития целому ряду городов и территориторий области, уверена замглавы администрации.
   Вторая ОЭЗ – действующий кластер по производству «белой техники», его вклад в ВРП уже составляет на сегодняшний день 2%. Зона включает 7 предприятий и сопутствующие производства в Липецке, Ельце, Лебедянском и Грязинском районах.
   Еще одна ОЭЗ регионального уровня создается в Тербунском районе. Основой ее стал завод по производству солода. В перспективе - создание агроперерабатывающего холдинга по производству сахарного песка из свеклы и заводы по производству керамического кирпича и строительных металлоконструкций. Вклад этой зоны в ВРП – свыше 2%, численность работающих - более 3 тыс. человек.
   Т. Глуховкина также представила в докладе ОЭЗ по развитию АПК: проект находится в стадии реализации, строится 16 новых свиноферм, реконструируется 12 старых. Его реализация приведет к росту производства свинины на 7,5%. ОЭЗ туристско-рекреационного типа предполагается создавать на основе использования природных источников минеральных вод и природных парков.
   В качестве еще одной "точки роста" Т. Глуховкина назвала развитие существующего на территории области инновационного модуля "Меккано - Липецк". В рамках этого проекта создан инновационный фонд при финансовой поддержке Европейской комиссии, предназначенный для оказания содействия внедрению передовых технологий, сертификации продукции промышленными предприятиями машиностроительного комплекса. В планах - создание еще двух инновационных модулей на базе ЛГТУ и Елецкого госуниверситета им. Бунина. Эти модули, считает Т. Глуховкина, позволят малым предприятиям области легче проходить стадию от разработки проекта до внедрения в производство.
   Одна из стратегических задач, сообщила замглавы администрации, - развитие малого и среднего бизнеса в Липецкой области. По словам Т. Глуховкиной, по показателю количества малых предприятий на 1 тыс. жителей регион на сегодняшний день является безусловным аутсайдером. Он выразила надежду, что дополнительным импульсом в развитии МБ станет реализация региональных проектов в "точках роста", и особенно проекта промышленно-производственной ОЭЗ, получившего федеральную поддержку после победы в конкурсе в сфере оказания услуг, кооперации и субконтрактации», - пояснила она.
   В заключение Т. Глуховкина отметила, что за счет реализации предложенной стратегии к 2020 году планируется увеличение валового регионального продукта в 3 раза, объема промышленного производства - в 3,5 раза, объема сельскохозяйственного производства - в 2 раза, инвестиций в основной капитал - в 3 раза, внешнеторгового оборота области - в 2,7 раза, экспорта - в 1,8 раза, импорта - в 7 раз (преимущественно за счет импорта современного промышленного и сельскохозяйственного оборудования).
   "Липецкая область претендует на то, чтобы стать одним из регионов-локомотивов роста нового экономического каркаса страны, - заявила Т.Глуховкина. - Но без адекватной поддержки федерального уровня это становится проблематичным".
   Участники совещания признали, что данная стратегия – одна из первых представленных регионами стратегий, которую можно рассматривать в качестве инструмента развития региона. Однако много вопросов было к предложенному Липецкой областью новшеству – ОЭЗ регионального типа. Т. Глуховкина пояснила, что федеральное законодательство допускает подобный подход. Кроме того, по ее мнению, вопрос создания ОЭЗ - в принципе новое дело. И пробные шаги Липецой области в создании ОЭЗ федерального уровня показали, что для создания ОЭЗ необходима господдержка: чтобы привлечь инвестора, необходимо максимально уменьшить риски и обеспечить нормативно-правовое регулирование. Но если говорить об инфраструктуре ОЭЗ, то вопрос стоит значительно шире, чем выделение участка под производство с готовой инфраструктурой для него: необходима социальная инфраструктура для тех, кто будет жить и работать в ОЭЗ. И эти проблемы нельзя не учитывать», - заключила она.
   В интервью ИА «Альянс Медиа» по итогам совещания Т. Глуховкина дала высокую оценку работы МРР над проработкой стратегий регионов. По ее мнению, стратегии должны быть у каждого региона, без этого невозможно ни улучшить жизнь людей, ни обеспечить экономический рост, который сопровождает это качество жизни. «Подход МРР к стратегическому планированию мы воспринимаем как необходимость, продиктованную жизнью. Другой вопрос, что при разработке стратегии возможна многовариантность. Такое разнообразие в подходах зависит от того комплекса проблем и преимуществ, имеющихся в каждом отдельно взятом регионе», - пояснила она.
   Однако оценка экспертов региональных стратегий, по мнению замглавы администрации Липецкой области, зачастую показывает, что «эксперты оторваны от жизни в регионах, а их подход - все регионы стричь под одну гребенку». Поэтому хороший результат получается, если региональная стратегия разрабатывается экспертами с учетом мнения практиков, знающих ситуацию изнутри.
   Т. Глуховкина определила принцип поляризационного развития регионов как единственный способ, дающий возможность регионам двигаться вперед. Поскольку принцип выравнивания регионов себя не оправдал, по ее мнению, необходимо инициировать потенциальные точки регионального роста, но не только в экономике, а и в социальной сфере, в обществе, чтобы потом распространять наработанный в них опыт на других территориях.
   Создание региональных ОЭЗ, по ее словам, это проектирование подобного подхода на территории Липецкой области. Главная цель такого начинания - обеспечить уровень и качество жизни не только в рамках областного центра, но и в сельских территориях.
   Она считает, что если речь идет о слабых территориях, то необходимо искать у них потенциал для развития за счет собственных возможностей роста, а не за счет бюджетной поддержки. Такой подход позволил превратить отстающий Лебедянский район Липецкой области в "точку роста". «Совсем безнадежных территорий или муниципалитетов не бывает. Все зависит от инициативности органов местной власти, от прогрессивности их мышления и от того, насколько общество консолидировано. А поставить крест можно на любых территориях, чем мы все и занимались в предыдущие годы», - заключила Т. Глуховкина.
   ИА "Альянс Медиа"