24.05.2006 В программе поддержки МБ столицы - новые акценты Во вторник, 23 мая, состоялось очередное заседание правительства Москвы, в ходе которого был рассмотрен проект постановления «О Комплексной целевой программе развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве на 2007-2009 гг.». С основным докладом выступил министр правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы Михаил Вышегородцев. Он отметил, что Москва всегда придавала большое значение развитию малого бизнеса как важному фактору социально-экономического развития города. «Решению проблем, стоящих перед малым бизнесом, во многом способствовала реализация комплексных программ развития и поддержки малого предпринимательства», - добавил министр. М.Вышегородцев сообщил, что в 2006 году завершается выполнение пятой Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве на 2004–2006 гг. «Поставленные в ней задачи успешно выполняются», - заявил он. По сведениям Мосгорстата, количество малых предприятий столицы в 2005 году превысило 200 тыс. Кроме того, в столице действует еще 200 тысяч ПБОЮЛ. В целом в секторе малого бизнеса занято свыше 2 млн работников, что составляет 35,8% трудоспособного населения города. С 2004 года по 1 января 2006 года малым бизнесом столицы создано 98 тыс. новых рабочих мест. С 2002 года малый бизнес обеспечивает не менее 20% ВРП Москвы. Производительность труда малых предприятий Москвы в 2004 году превысила среднюю производительность труда по России на 16%. По словам руководителя ДПиРМП, в рамках реализации комплексной программы сформирована инфраструктура поддержки малого предпринимательства. При ее содействии малый бизнес Москвы выходит на региональные и международные рынки. Так, малые предприятия, воспользовавшиеся услугами МА «Система межрегиональных маркетинговых центров», за 2005 год увеличили взаимооборот с предприятиями регионов России и стран СНГ на 1 млрд рублей. Министр сообщил, что в дополнение к ранее созданной инфраструктуре образованы сервисные центры для малых предприятий в сферах жилищно-коммунального хозяйства, утилизации и переработки бытовых отходов, полиграфии, хлебопечения. Создан и развивается Московский городской центр инноваций и высоких технологий, ориентированный на развитие молодежного предпринимательства. В 2005 году введен в действие многофункциональный деловой центр малого предпринимательства «Марьино» в Юго-Восточном административном округе. Развивается деятельность технопарков «Зеленоград», «Загорье», производственно-технологической зоны малого предпринимательства «Метромаш», проводится работа по созданию технико-внедренческой зоны для инновационных малых предприятий и размещения наукоемких производств в городе Зеленограде. Идет согласование планировки городского технопарка «Нагатино-ЗИЛ». Как отметил М.Вышегородцев, эти мероприятия дополняют реализацию Городской целевой программы по обеспечению субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями на 2004-2008гг. В рамках выполнения этой программы в каждом административном округе отводятся земельные участки под строительство бизнес-центров и технопарков малого предпринимательства по принципу долевого участия и софинансирования. Город решает вопросы оформления исходно-разрешительной документации, подключения к городской инфраструктуре, подбора соинвесторов. При этом реализуется следующая технология: 100% введенных в эксплуатацию объектов недвижимости поступают в общую долевую собственность города и инвесторов-субъектов малого предпринимательства. Инвесторы получают право на долю в общей долевой собственности пропорционально объему финансирования. Доля города должна составлять не менее 10% в общей долевой собственности. По словам руководителя ДПиРМП, под реализацию этой программы подобрано 43 земельных участка. Уже выпущены распорядительные документы по адресам: ул. Маршала Тухачевского, вл.20 к.1; ул. Миклухо-Маклая, вл.10/16; Южное Бутово, пересечение улиц Веневской и Скобелевской. В рамках комплексной программы обеспечено устойчивое функционирование Системы информационного обеспечения малого предпринимательства Москвы (СИОМП), которая объединяет в единое информационное пространство более 40 специализированных интернет-ресурсов, 10 сайтов центров развития предпринимательства административных округов г. Москвы. К началу 2006 года количество посетителей ресурсов СИОМП достигло 60 тыс. в день. С целью доведения информации по поддержке и развитию предпринимательства до населения города в 2005 году открыт Пресс-центр малого и среднего бизнеса Москвы. Начато создание информационной системы «Единое окно сдачи отчетности», позволяющей предпринимателям города представлять различные формы обязательной государственной отчетности в электронном виде. М.Вышегородцев считает, что для малого бизнеса Москвы актуальной является проблема возможных негативных последствий при вступлении России в ВТО. По его словам, в этих условиях ключевым фактором, сдерживающим развитие малого предпринимательства, является несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность, в частности, отсутствие основополагающего федерального закона о малом бизнесе. Министр напомнил, что в 2003 году такой законопроект был разработан правительством Москвы и внесен на рассмотрение Государственной думы РФ, однако до сих пор не принят. Он уверен, что существенным фактором, влияющим на развитие малого бизнеса города, будет действие вступившего в силу нового законодательства о размещении госзаказа. С одной стороны, принятый закон 94-ФЗ повышает требования к стабильности малого бизнеса, с другой - выделение квоты в 15% для малого бизнеса «является хорошим показателем перехода к цивилизованным формам развития малого предпринимательства», считает М.Вышегородцев. Он подчеркнул, что главным фактором, который будет в ближайшее время влиять на конкурентоспособность малого бизнеса, является не «точечная» поддержка отдельных предпринимателей, а создание условий для их системного доступа к финансовым, информационным, кадровым и др. ресурсам. Руководитель ДПиРМП отметил, что важную роль в решении перечисленных вопросов призвана играть новая программа. Он сообщил, что проект Городской целевой программы развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве на 2007–2009 гг. разрабатывался на основе анализа состояния малого предпринимательства города, а также с учетом результатов выполнения предыдущей программы. «Новая программа ориентирована не только на реальные потребности малых предприятий города, но и на увеличение их вклада в рост экономики Москвы, в том числе по приоритетным для столицы направлениям, а также на повышение благосостояния и уровня жизни населения», - сообщил министр. По его словам, основные цели программы на 2007–2009 гг. определены отдельно в социальной и экономической сферах. Так, дальнейшее развитие малого предпринимательства должно привести к повышению его роли в реализации социальной политики правительства Москвы, формировании гражданского общества, укреплении социально-экономических позиций среднего класса. Поддержка предпринимательских инициатив населения, обеспечение воспроизводства субъектов малого предпринимательства и увеличение численности занятых в данном секторе экономики будут способствовать росту уровня жизни москвичей и доступности для них социальных благ. В экономическом аспекте программа нацелена на обеспечение выполнения малым предпринимательством ежегодных плановых заданий, направленных на удвоение ВРП к 2009 году. Как сообщил М.Вышегородцев, программа нацелена на формирование благоприятной внешней среды для развития предпринимательства, включая совершенствование правового обеспечения предпринимательской деятельности, формирование условий для устойчивого роста числа субъектов малого предпринимательства, совершенствование научно-методической основы государственно-общественной поддержки малого бизнеса. Также планируется усиление рыночных позиций малого предпринимательства Москвы через укрепление и развитие его материально-технической базы, обеспечение субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями, внедрение новых форм финансовой поддержки, развитие малого инновационного бизнеса, дальнейшее совершенствование инфраструктуры поддержки. Новая программа состоит из двух основных подпрограмм: «Совершенствование внешней среды развития предпринимательства» и «Комплексное обеспечение потребностей малого предпринимательства». В проекте программы предусмотрена приоритетная поддержка малого производственного и инновационного бизнеса, а также малого предпринимательства в сфере бытовых услуг, жилищно-коммунальном хозяйстве, ремесленничестве и социальной сфере. Перечисленные приоритетные направления, отметил министр, будут развиваться в рамках подпрограмм, интегрированных в общую программу. «В будущем не планируется принятие распорядительных актов по отдельным направлениям приоритетной поддержки, что позволит интегрировать меры поддержки отдельных отраслей в общий макроэкономический механизм», - пояснил он. По словам министра, заявленные объемы финансового обеспечения программы сформированы с учетом реализации мероприятий по приоритетным направлениям развития малого предпринимательства, определённым первоочередными задачами города в социально-экономической сфере. Общий объем финансирования в 2007–2009 гг. составляет 36,6 млрд рублей, из которых бюджетных средств – 6,3 млрд рублей, привлеченных внебюджетных средств – 30,3 млрд рублей. Расходование этих средств, сообщил М.Вышегородцев, предполагается осуществлять с помощью новых механизмов. «Это связано с необходимостью обеспечить системный доступ малого бизнеса к ресурсам, существенно расширить мультипликативный эффект использования бюджетных средств, - пояснил руководитель ДПиРМП. - Планируется осуществить упор не на механизмы прямой раздачи бюджетных средств, а на механизмы привлечения в программу внебюджетных ресурсов». Прежде всего это связано с предоставлением обеспечения по обязательствам малого бизнеса в форме поручительств Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы; обеспечением финансовыми ресурсами инновационных проектов малого предпринимательства с использованием возможностей Фонда содействия венчурным инвестициям в малые предприятия в научно-технической сфере г.Москвы. При этом, заметил министр, от мер прямой финансовой поддержки начинающих предпринимателей правительство Москвы отказываться не планирует. Программой предполагается реализация мероприятий, направленных на расширение деловых возможностей субъектов малого предпринимательства посредством компенсации затрат на создание нового бизнеса, ведение отдельных видов деятельности и хозяйственных мероприятий, осуществление различных бизнес-проектов. «Эти меры останутся, но предлагается новая схема, при которой предприниматель вначале идет не в административный округ за «бесплатными деньгами», а в банк, отобранный по конкурсу», - сообщил М.Вышегородцев. При этом, добавил он, основной упор будет делаться на предоставление субсидий, а не субвенций, что повысит экономическую ответственность и добросовестность получателей поддержки и эффективность реализации программы. «Существенное продвижение России по пути сбалансированного развития экономики, обеспечения ее устойчивости в условиях глобализации значительно упростится, если на федеральном уровне будет принята программа развития малого предпринимательства», - резюмировал М.Вышегородцев. Ссылки по теме: А.Иоффе о путях решения проблем малого бизнеса Москвы Москва – лидер по развитию МБ в России Ю.Лужков: МБ остается стратегическим направлением развития экономики Москвы ИА "Альянс Медиа" |