25.05.2006  Создание кластеров и ОЭЗ – это веление времени

   Развитию конкурентоспособности регионов послужит создание на их территориях кластеров, в функционировании которых активное участие должен принять малый бизнес. Кластерные организационные технологии могут быть очень эффективным инструментом развития инноваций в России, их необходимо стимулировать и региональным, и федеральным властям. К таким выводам пришли участники секционного заседания «Особые экономические зоны и кластерные организационные технологии для развития инновационного малого бизнеса», которое состоялось в четверг, 25 мая, в рамках VII Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Инновации и развитие малого бизнеса».
   Открывая заседание, генеральный директор Межрегионального центра промышленной субконтрактации и партнерства Артем Киселев назвал кластерные организационные технологии «прорывным направлением» развития экономики. Он отметил, что сегодня необходимо определить, каким образом этот инструмент можно использовать для развития малого инновационного бизнеса в России. Также важно выяснить, могут ли эти технологии применяться при создании особых экономических зон, в частности, технико-внедренческих.
   В целом А.Киселев подчеркнул, что в настоящее время предпринимательское сообщество и органы власти «постепенно сближаются для решения важной задачи – повышения конкурентоспособности российской экономики».
   Представитель Федерального агентства по особым экономическим зонам Андрей Миллер, выступая в ходе заседания, также отметил, что сейчас в стране «наконец-то выстраивается не просто диалог, но и сотрудничество бизнеса и власти».
   Характеризуя работу агентства, он сообщил, что в РФ уже начали создаваться особые экономические зоны, каждая из которых имеет свою специализацию. Для этих целей в стране была сформирована законодательная база, определены механизмы разделения полномочий между федеральными и региональными властями по управлению ОЭЗ. «Нам пришлось, помимо федерального закона об ОЭЗ, выпустить около 30 постановлений правительства», - пояснил он, добавив, что ФЗ об ОЭЗ носит рамочный характер. А.Миллер отметил, что, как свидетельствует мировая практика, «далеко не всегда ОЭЗ дают ожидаемый эффект». Тем не менее создание особых экономических зон он назвал важным инструментом развития экономики.
   Директор Национального института конкурентоспособности Юрий Рябченюк считает, что сегодня государство отдает предпочтение крупному бизнесу, а по отношению к малому предпринимательству все меры носят исключительно декларативный характер. «Малый и средний бизнес находится на периферии внимания государства», - заявил он. Говоря об использовании кластерных технологий, Ю.Рябченюк одним из важнейших преимуществ кластера назвал возможность аутсорсинга для его участников, причем именно малому бизнесу может быть передана часть функций крупных компаний. В целом он считает, что малый бизнес – это основа конкурентоспособности глобальных компаний, конкурентоспособности территорий. Со своей стороны, малый бизнес может получить в кластере маркетинговую, консалтинговую, логистическую поддержку.
   В ходе заседания также шла речь о развитии инновационной деятельности в регионах. Так, начальник Департамента инновационной деятельности, науки и высшей школы администрации Иркутской области Виктор Рыков сообщил, что власти области уделяют пристальное внимание развитию инновационной деятельности и формированию ОЭЗ. Ежегодно проводится конкурсы на определение лучших инновационных проектов. Во всех вузах области созданы инновационные центры, в трех вузах – технопарки. В настоящее время формируются заявки области на создание двух особых экономических зон: промышленно-производственной (г. Ангарск) и туристско-рекреационной (в районе о. Байкал). В ближайшее время также откроется областной бизнес-инкубатор. Кроме того, он отметил работу по созданию на территории области кластеров, подчеркнув, что особое внимание уделяется созданию кластеров в сфере АПК.
   Заместитель префекта Юго-Восточного административного округа г. Москвы Владимир Тимошенко рассказал о реализуемой на территории префектуры программе «ЮВАО – инновационный округ». По его словам, в округе действует 80 НИИ и КБ, 30 вузов, более 100 промышленных предприятий, 4 технопарка, свыше 20 тыс. субъектов малого бизнеса. С учетом столь значительного научно-технического потенциала префектом ЮВАО была поставлена задача по разработке программы инновационного развития округа. Ее реализация рассчитана на 2006-2009 гг. Цель программы – содействие устойчивому развитию округа на основе использования научно-технического потенциала, развития наукоемких отраслей и проч. Программа состоит из трех основных частей. В первой части определяются цели и задачи программы; во второй прописаны конкретные инновационные проекты предприятий, которые предполагается реализовать (на сегодняшний день в префектуру поступило более 80 проектов по различной тематике), в третьей – план мероприятий по реализации программы.
   Профессор Московского энергетического института (МЭИ) Николай Рогалев рассказал об одном из ключевых проектов в рамках программы «ЮВАО – инновационный округ»: создании кластера на базе научного парка МЭИ. Основными направлениями деятельности кластера он назвал энергосбережение, информационные технологии, безопасность населения и охрану окружающей среды, ЖКХ. Н.Рогалев подчеркнул, что инфраструктура научного парка включает необходимые для кластера элементы, в том числе центр транфера технологий, бизнес-инкубатор, инновационный центр. Он считает, что в кластерах прежде всего должна производиться продукция, востребованная региональным рынком.
   О формировании ТВЗ «Зеленоград» рассказал генеральный директор Зеленоградского научно-технологического центра Владимир Леонтьев. По его словам, приоритетные направления деятельности ТВЗ - микроэлектроника, электроника, нанотехнологии, информационные технологии, телекоммуникации и связь. ТВЗ располагается на двух площадках: 150 и 5 га на территории комплекса Московского государственного института электронной техники (МИЭТ). Резидентов зоны предполагается обеспечить кадрами, современными технологиями и проч., отметил В.Леонтьев.
   Заместитель генерального директора Московского городского центра инноваций и высоких технологий (МИВТ-Центр) Анатолий Витер рассказал о поддержке молодежного предпринимательства в Москве. Он считает, что малый бизнес для молодежи – это возможность влиять на свое материальное положение и свою карьеру. Однако А.Витер подчеркнул, что привлекать молодежь следует прежде всего в инновационный малый бизнес. Именно молодые специалисты могли бы реализовать перспективные проекты развития предприятия, сказал он, добавив, что для привлечения таких специалистов должен проявить активность малый бизнес, а также оказать поддержку власть.
   Президент МА «Система межрегиональных маркетинговых центров» Елена Емельянова отметила существующий «терминологический хаос» в отношении таких понятий, как «технопарк», «бизнес-инкубатор», «особая экономическая зона» и проч. «Если спуститься на уровень регионов, муниципальных образований, где и создаются ОЭЗ и технопарки, там - и в умах предпринимателей, и в умах чиновников - полный хаос», - подчеркнула она.
   Е.Емельянова считает важной работу по привлечению в малый бизнес молодежи. Российский малый бизнес «стареет», отметила она, молодые люди предпочитают работать в госсекторе или в крупных компаниях. «Вовлечение молодежи в инновационный процесс - достойная деятельность, необходимая, если мы хотим, чтобы малый бизнес развивался», - уверена президент МА «Система ММЦ».
   Она также остановилась на реализуемых в стране мерах по развитию малого бизнеса, среди которых отметила предоставление МБ 15% госзаказа (объем выделяемых средств составляет около 120 млрд рублей). Для поддержки малого предпринимательства функционируют МА «Система межрегиональных маркетинговых центров», Межрегиональный центр промышленной субконтрактации и партнерства. То есть меры по развитию малого бизнеса реализуются, «может быть, медленно, но этот процесс идет», подчеркнула Е.Емельянова.
   Кроме того, она отметила важность использования в создании кластеров и ОЭЗ элементов уже существующей инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
   По итогам заседания его участниками были разработаны рекомендации по государственному обеспечению дальнейшего функционирования и создания в РФ ОЭЗ и кластеров. Так, в 2006 году федеральным органам власти рекомендовано рассмотреть возможность разработки программы, обеспечивающей реализацию кластерной политики в субъектах РФ с использованием принципа долевого финансирования значимых кластерных проектов. Альтернативным решением может стать расширение ведомственной программы МЭРТ по поддержке малого и среднего предпринимательства за счет включения в нее подпрограммы «Кластерные проекты повышения конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства». Региональным органам власти следует рассмотреть вопрос о возможности применения кластерного подхода для повышения конкурентоспособности экономики территорий путем интеграции мероприятий реализации кластерных проектов в региональные программы развития малого предпринимательства, промышленности, инноваций и проч.
   По завершении заседания Е.Емельянова дала интервью ИА «Альянс Медиа». Она подчеркнула, что «создание кластеров и ОЭЗ – это веление времени», причем отметила, что формирование особых экономических зон – «вопрос неоднозначный». Президент МА «Система ММЦ» считает, что федеральные власти, создавая ОЭЗ, прежде всего рассчитывают на привлечение крупного капитала, а развитие в зоне малого бизнеса – это инициатива руководства самой ОЭЗ. Относительно развития кластеров она сообщила, что сейчас в стране необходимо проводить просветительскую работу, причем как среди предпринимателей, так и среди чиновников. «Кластер – это кооперация, это сложение усилий, это конкуренция и через нее повышение конкурентоспособности продукции, за этим будущее», - заявила Е.Емельянова.
   Также в интервью ИА «Альянс Медиа» директор Межрегионального центра промышленной субконтрактации и партнерства Артем Киселев охарактеризовал проведенную в ходе заседания работу. Он отметил, что удалось обсудить в контексте создания ОЭЗ и кластеров развитие инновационного малого бизнеса и повышение конкурентоспособности страны в целом. «У нас своя модель государственного устройства, своя модель развития промышленности, своя система хозяйствующих субъектов. Нам надо было понять, как может быть реализован в РФ социально-экономический подход, который работает на Западе», - пояснил он. К первоочередным шагам в сфере развития кластерных технологий А.Киселев отнес разработку методологии и просветительскую деятельность, после чего нужно будет реализовать ряд пилотных проектов, а затем выработать единый системный подход к их созданию. Он считает, что формирование кластеров должно инициироваться регионами, а проекты, имеющие общегосударственное значение, могут быть поддержаны на федеральном уровне.
   ИА "Альянс Медиа"