26.05.2006 Круглый стол с острыми углами проблем инноваций 26 мая в Минобрнауки РФ прошел круглый стол на тему: «Механизмы государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности». В дискуссии приняли участие представители государственных ведомств, руководители научных и учебных институтов, а также представители бизнес-структур, имеющих непосредственное отношение к проблемам внедрения инноваций в российскую экономику. Участники дискуссии проявили единодушие, отметив, что внимания государства к проблеме развития инноваций явно недостаточно, особенно в части законодательного обеспечении решения вопроса. Кроме того, на заседании отмечалось, что провозглашенная МЭРТ РФ политика по созданию ОЭЗ пока вызывает больше проблем, чем решений по вопросам привлечения частных инвестиций для внедрения инновационных проектов. Открыл дискуссию заместитель министра образования и науки РФ Дмитрий Ливанов с заключения, что в мировых глобальных цепочках формирования стоимости Россия находится в начальной стадии развития и пока выполняет скромную роль поставщика интеллектуального сырья. Он обозначил основной круг нерешенных проблем. По его словам, необходимая технологическая модернизация страны может быть обеспечена тремя базовыми компонентами: национальной инновационной системой; системой инвестиционного финансирования, включающей изменение налогового регулирования; системой профессионального образования, решающей проблему кадрового обеспечения. По мнению представителя Минобрнауки, именно недостаток кадров является одним из основных сдерживающих факторов развития инноваций. Например, по уровню инвестиций Россия сегодня отстает от ведущих мировых стран, а ее показатель наукоемкости в ВВП существенно ниже: 1,17% против 2% в развитых странах и 3% в Японии. При этом анализ структуры расходов показывает, что по этому показателю мы находимся на уровне развитых стран, а отставание происходит за счет недостатка вложений со стороны частных компаний. «Именно поэтому необходимо стимулировать инвестиционную активность российских компаний. Поскольку такое положение говорит о неэффективном использовании государственных источников финансирования, которые не выполняют роль катализатора привлечения частных средств», - убежден Д. Ливанов. По его мнению, необходима более четкая конкретизация выбора экономических приоритетов, более структурированный поход к выбору инструментов государственного финансирования, прежде всего инструментов частно-государственного партнерства. Касаясь проблемы внесения изменений в налоговое законодательство, замминистра отметил, что есть прямая связь между уровнем налоговых льгот и уровнем частных инвестиций в научные исследования и разработки. Подобная корреляция характерна для всех стран G8. «При этом из всех предлагаемых на сегодняшний день налоговых схем, Минобрнауки будет поддерживать только те, которые реально стимулируют инвестиции частного сектора во внедрение научных разработок», - заключил Д. Ливанов. Предложения, касающиеся поддержки научных организаций, Минобрнауки не одобряет: в министерстве считают, что в этом случае отсталость государственных научных организаций будет прогрессировать. Поскольку прежде, чем стимулировать подобные организации, необходимо провести реформу государственной системы научных исследований в стране. Подобное заявление вызвало шквал критики со стороны представителей науки, в основном по вопросу создания ОЭЗ, которые, как известно, должны стимулировать частные инвестиции, направленные на реализацию инновационных проектов. Начальник сектора Лаборатории высоких энергий Объединенного института ядерных исследований г. Дубна Антон Балдин в частности сообщил, что решение о создании в Дубне ОЭЗ технико-внедренческого типа было принято без согласования с органами власти местного самоуправления. Между тем, ОЭЗ – это особый экономический режим, который должны обеспечить власти на местах. Решение о создании подобной зоны было принято без экспертного мнения о целесообразности подобного проекта, по которому в Дубне будет создан центр программирования с привлечением 13800 программистов. По мнению ученого, цели создания ОЭЗ, на которые выделены 9 млрд руб., сформулированы чиновниками невнятно, и непонятно не только, «откуда возьмутся все эти программисты», но и каким образом будут построены экономические отношения между бизнесом и наукой и бизнесом и государством. Необходимо решить главную проблему: кто будет внедрять разработки. Если это должен делать сам ученый, то он перестает быть ученым и становится предпринимателем. А. Балдин настаивает на том, что необходимо ужесточить контроль над финансовыми ресурсами, выделяемыми на реализацию проектов создания ОЭЗ. Прежде всего потому, что к любой большой новой стройке всегда четко прослеживается большой интерес чиновников. Кроме того, он считает, что необходимо создать экспертный совет, который будет отслеживать инновационную историю каждого проекта, который будет контролировать, куда и насколько рационально были израсходованы вложенные средства. Но самая большая проблема, по словам ученого, - взаимоотношения научного института и ОЭЗ. (Как правило, географическая близость научных и учебных институтов приветствуется при создании ОЭЗ технико-внедренческого типа). Сам научный институт не может быть резидентом, но никто не запрещает отдельным научным работникам открывать фирму и внедрить разработку. Эта проблема взволновала многие научные умы. Главный довод: предприимчивые мэнээсы будут внедрять разработки академиков и кандидатов! И получать дивиденды. Заместитель начальника управления по технико-внедренческим зонам РосОЭЗ Леонид Водоватов согласился с тем, что пока вопрос вхождения научного института в ОЭЗ не решен. Впрочем, он считает, что проблемы расхищения интеллектуальной собственности упираются в законодательный аспект этого вопроса. Но судя по выступлению чиновника, инициативным МНС в условиях ОЭЗ будет дан зеленый свет. Л. Водоватов особо подчеркнул, что РосОЭЗ активно лоббирует интересы малого инновационного бизнеса. Сейчас прорабатывается возможность стать резидентом ОЭЗ не только для крупного инвестора, но и малых инновационных фирм. Не менее важно, по мнению чиновника, строительство бизнес-инкубаторов для стратующих фирм. Глава партии «Развития предпринимательства», председатель Национального совета по оценочной деятельности Иван Грачев сообщил, что без серьезного пересмотра действующего законодательства развитие инноваций невозможно. Он сообщил, что готовится пакет законов, направленный на развитие инноваций, который предусматривает преференции всем инновационным предприятиям. «При этом малым инновационным предприятиям необходимы дополнительные преференции», - убежден он. Глава партии «Развития предпринимательства» особо подчеркнул, вложения инвестиций в интеллектуальную собственность – рискованный бизнес. «Я это как оценщик говорю: оценки интеллектуальной собственности всегда будут делаться с ошибками, в 10 раз превышающими оценки объектов недвижимости. Если государство за счет налоговых преференций эти риски не компенсирует, то частный бизнес никогда не будет инвестировать в развитие инноваций», - оптимистично заключил он. |