26.06.2006  Правительство ЕС запретило патентовать компьютерные программы

   Патентное право - палка о двух концах. С одной стороны, оно стимулирует инновации, давая возможность изобретателям заработать. С другой - заметно повышает порог вхождения в конкурентную среду, что актуально для малого и среднего бизнеса, не говоря об индивидуальных разработчиках. Изобрести новую микросхему сейчас недостаточно: чтобы ее произвести и продавать вам потребуются миллионы только на патентный поиск и улаживание юридических формальностей.
   Поэтому традиционное патентное право старается оговорить многие деликатные моменты. Нельзя запатентовать алгоритм, текст, математическую формулу. Нельзя запатентовать идею записи звука на твердом носителе - можно только конкретное устройство (фонограф, к примеру). Но по мере развития промышленности в сферу патентования попали и технологии, отчего граница между идеей и устройством размылась, а с компьютерными программами и, что немаловажно, с бизнес-методами их использования, ситуация вовсе зашла в тупик.
   В США и Японии такие вещи патентуются, отчего уже возникало множество нелепых прецедентов вроде попытки получать лицензионные отчисления за всем знакомый оконный интерфейс, управляемый манипулятором типа мышь. В Европе пока единого законодательства на этот счет не существовало.
   Главные лоббисты программных патентов - крупные американские корпорации. Слаженное лобби мировых софтверных монополистов добилось того, что в сентябре 2003 года законопроект в первом чтении был принят Европарламентом.
   Со стороны неорганизованных противников корпораций - ученых, деятелей «свободного софта», представителей малых и средних компаний - были слышны лишь отдельные возражения. Но к осени 2003-го, осознав реальную опасность, они объединились и провели ряд акций, получивших широкий резонанс.
   Уже к моменту принятия законопроекта под нотой протеста подписались свыше 7000 участников, в том числе несколько членов Европарламента и такие известные разработчики, как компания Opera Software. Под более общей коллективной петицией подписи поставили свыше 170 тыс. человек. Со специальным открытым письмом к Европарламенту выступил изобретатель операционной системы Linux Линус Торвальдс.
   Вместе с экспертом по Linux Аланом Коксом он подчеркнул, что, в отличие от традиционных патентов, патенты на программное обеспечение отнюдь не стимулируют дальнейшее развитие инновационных решений.
   И европарламентарии дрогнули.
   Сначала в законопроект были внесены поправки, значительно ужесточающие порядок подачи заявок. А затем, уже летом 2005 года, законодатели вообще отклонили директиву о патентах на программное обеспечение.
   Однако Еврокомиссия, которая уже давно разрешила Европейскому патентному бюро (OEB) выдавать программные патенты, продолжала гнуть свою линию.
   Согласия между Еврокомиссией, парламентом и Советом Европы так и не было достигнуто. Тем неожиданнее для всех оказалось прозвучавшее в конце мая заявление Еврокомиссии, что она собирается исключить компьютерные программы из списка патентуемых объектов интеллектуальной собственности.
   Вероятно, уже выданные программные патенты могут быть признаны недействительными через суд.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам "Новой газеты"