29.06.2006  Москва: создавать бизнес-инкубаторы надо было позавчера

   С созданием бизнес-инкубаторов опоздали. Таково мнение многих выступивших в ходе пленарного заседания I Межрегиональной научно-методической конференции по бизнес-инкубированию, прошедшей в Зеленограде в четверг, 29 июня. Тем не менее, возможность наверстать упущенное есть, хотя в подходах к реализации федеральной программы по созданию бизнес-инкубаторов в регионах России, инициированной МЭРТ, есть много проблем.
   О них на конференции рассказал министр правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Михаил Вышегородцев. По его словам, программой предусматривается строительство в Москве двух бизнес-инкубаторов – на ул.Твардовского, (строительство завершается в сентябре) и в Зеленограде (срок сдачи – 2008г.). Одна из основных проблем, выявленных в ходе работы над проектами, - кто будет эксплуатировать бизнес- инкубатор: если это управляющая компания, то какова должны быть ее организационно-правовая форма – госучреждение или коммерческая структура. Как пояснил министр, МЭРТ отдал этот вопрос на откуп субъектам федерации, и московские власти решили, что это должно быть госучреждение.
   Другой, не менее важный вопрос, по словам М. Вышегородцева, - какова будет стоимость эксплуатации бизнес–инкубатора. Поскольку эта структура - некоммерческая организация, предоставляет льготы по аренде, другие услуги предпринимателям, и они должны быть кем-то оплачены. Этот вопрос, а также вопрос о наборе предполагаемых услуг, - также предстоит еще решить, заявил министр.
   Также возникает вопрос и по поводу отбора предприятий для размещение в бизнес-инкубаторах и направленности их деятельности. Предполагается, что московские бизнес-инкубаторы будут в среднем площадью 3 тыс. кв. м каждый, «капля в море», по словам министра, но отбор тем не менее должен быть осуществлен согласно приоритетам города и на конкурсной основе.
   Как считает М. Вышегородцев, по истечении трех лет, на которые рассчитано пребывание предприятия в бизнес-инкубаторе, может возникнуть проблема дальнейшей судьбы малого предприятия, нужна ли ему будет поддержка, в т.ч. финансовая, «потянет» ли оно кредит и т.д. Он привел в пример США, где после некоммерческой эксплуатации бизнес-инкубаторов переходят к коммерческой, когда оплачиваются дополнительные услуги, которые помогают предприятию выходить на рынок. Может, в будущем и в России пойдут по этому пути, но пока льготные условия для МП в бизнес-инкубаторах останутся.
   Глава ДПиРМП также поднял вопрос о том, должны ли новые бизнес-инкубаторы только строиться или возможно их создание при вузах и НИИ. По его мнению, более приемлем второй вариант, и эта работа должна быть активизирована. Например, в ЮЗАО институт проблем управления уже дал свое согласие на создание подобного бизнес-инкубатора и выделил для него 1000 кв.м. Там разместятся предприятия научно-технической сферы, которые «загрузят» НИИ своими заказами. В этом процессе могут быть задействованы и институты медицинской и электротехнической направленности, считает министр.
   В своем выступлении председатель Общественно-экспертного совета при мэре и правительстве Москвы Александр Иоффе подчеркнул, что создание бизнес-инкубаторов – очень важная тема, но, к сожалению, с реализацией ее уже запоздали – надо было начинать раньше. Один из неразрешенных вопросов в этом плане, по его мнению, - путаница в терминологии, и для ликвидации ее необходимо более четко в методических документах прописать понятия «бизнес-инкубатор», «технопарк», «промышленно-технологическая зона» и т.д. Он считает, что бизнес-инкубатор надо понимать в узком смысле слова как структуру поддержки начинающих предпринимателей, в основном научно-технической сферы.
   Председатель ОЭС напомнил, что бизнес- инкубатор – это система обеспечения начинающих предпринимателей помещениями по льготной арендной ставке с предоставлением комплекса консалтинговых, юридических, бухгалтерских и др. услуг. Поэтому вопрос о его финансировании должен решаться однозначно – это должно быть дотирование со стороны государства, как это делается во всем мире. «Без государственных вливаний обойтись невозможно», - подчеркнул А.Иоффе.
   По его мнению, вопрос отдачи от вложения средств – очень важный, но ответ на этот вопрос – положительный. Тому подтверждение – пример создания на средства бюджета Москвы технопарка в Зеленограде. Средства были вложены и в выкуп помещения, и в материально-техническое оснащение, а арендная плата там по сей день льготная. Но анализ деятельности технопарка за 2 года показал: для государства это выгодно, поскольку предприятия платят налоги в бюджет города, создают рабочие места. Важно в этом плане – отработать методику оценки эффективности вложений, считает А. Иоффе.
   Другой серьезный вопрос, по его словам, - размер бизнес-инкубатора. По мнению председателя ОЭС, поскольку расходы на строительство достаточно большие , необходимо создавать бизнес-инкубаторы площадью более 3 тыс. кв.м – на уровне 10 тыс. кв.м. «Таким образом, мы снизим давление на бюджет, и не будем распылять средства на множество маленьких бизнес-инкубаторов», - пояснил он.
   Очень острая тема, по словам А. Иоффе, - что в будущем делать с предприятиями, которые «выросли» из бизнес-инкубатора. Согласно существующему положению, срок пребывания заканчивается через 3 года. Как полагает А. Иоффе, уже сейчас необходимо создавать производственно-технологические зоны в рамках существующих предприятий или строить их «в чистом поле», как это делается за рубежом, где подобная инфраструктура создается государством. «Надо готовить такие предложения и в регионах, и в Москве, где подобные проекты могли бы быть осуществлены в рамках строящегося Пром Сити», - заключил глава ОЭС.
   Префект Северо-Западного округа Москвы Виктор Козлов согласился с А.Иоффе, подчеркнув, что с созданием бизнес-инкубаторов «мы очень сильно опоздали», поскольку через год уже будет 20-летие малого бизнеса. В СЗАО создается первый в Москве бизнес-инкубатор на средства бюджета, и «первыми быть хорошо, но очень трудно», посетовал префект. Так, с бизнес-инкубатором на ул.Твардовского возникла серьезная проблема – подключение в энергосетям, стоимость которого на сегодняшний день в Москве составила 100 млн руб. – около 20% всех вложенных средств.
   По его убеждению, в Москве необходимо подготовить и принять городской закон о бизнес-инкубаторах, который бы ответил на многие вопросы, в т.ч. как расходовать выделенные средства, как эксплуатировать, кем должен объект эксплуатироваться, как учесть интересы инфраструктуры территории и т.д. В.Козлов сообщил, что организационно-правовая форма у бизнес-инкубатора в СЗАО будет «казенное предприятие».
   Что касается создания бизнес-инкубаторов на базе предприятий, то таким образом их создавать проще, считает он. Так, например, в бизнес-инкубаторе Курчатовского института 90% предприятий – инновационной направленности, которые работают на институтском оборудовании, и администрация решает вопросы направления деятельности предприятий. Но в то же время, полагает префект, и местная администрации, зная конъюнктуру, интересы округа, должны предложить приоритетные сферы деятельности, территории для создания. Кроме того, должна быть решена программа комплексного развития и бизнес-инкубаторов, и технопарков – в виде единой технологической цепочки.
   В. Козлов также считает, что надо четко определить условия допуска малых предприятий на участие в конкурсе по «прописке» в бизнес-инкубаторах: пока это делается «по наитию», но в связи с вступлением в действие 94 ФЗ все должно быть ясно и понятно прописано. «Мы опоздали, но есть шанс наверстать упущенное», - заключил префект.