21.11.2003  РОСРО выдвигает предложения по интеграции науки и высшего образования

   Только 370 вузов в России из 1 тыс 139, имеющих государственную аккредитацию, занимаются научной деятельностью. Такие данные привел на заседании Российского общественного совета по развитию образования /РОСРО/ его председатель, ректор университета - Высшая школа экономики Ярослав Кузьмин.
   Продолжение подобной тенденции может привести к негативным последствиям как для самой науки, так и для качества подготовки специалистов, считает председатель РОСРО. Вопросы инновационной политики в России будут обсуждаться в ближайшие две недели на заседании правительственной комиссии, сообщил Кузьминов.
   По его словам, значительная часть российских вузов "превратилась в большие техникумы".
   Напомнив о том, что десять лет назад практически все российские вузы стали именоваться университетами, Кузьминов отметил, что "очень значительная часть российской высшей школы университетами так и не стала, а другая часть престала быть университетами". Между тем, именно в вузах сосредоточен основной научный потенциал - здесь работает в два раза больше кандидатов и докторов наук.
   Участники заседания отметили, что федеральная целевая программа "Интеграция науки и высшего образования в России на 2002-2006 года" не дала ожидаемых результатов, в ней "много проблем, она существует формально и не нашла своей ниши".
   Только 6 проц от числа всех заключенных сделок по экспорту научных технологий было произведено с участием вузов. "За последние пять лет прорыва к улучшению ситуации в науке нет. У нас мало времени, чтобы медлить с решением",- полагает Кузьминов.
   В этой связи РОСРО выработал рекомендации, направленные на интеграцию высшей школы и академической науки, на изменение механизмов финансирования вузов в пользу грантовой системы на конкурсной основе, предоставления вузам большей самостоятельности в научной и хозяйственной деятельности. РОСРО предлагает реструктуризацию сети государственных научных учреждений и приоритетную поддержку ряда новых организационных форм, в том числе создание исследовательских университетов и центров передовых исследований на базе вузов и академических институтов, инновационных технопарков. Кроме того, считает РОСРО, необходимо принимать меры по привлечению и закреплению талантливой молодежи в науке и образовании.
   Предложения Общественного Совета по развитию образования, который он намерен направить в правительство, получили поддержку у участников заседания - ректоров ведущих вузов страны, представителей министерств.
   Как считает ректор МГУ Виктор Садовничий, университетская наука является важнейшей частью российской науки и она еще не раскрыла полностью своего потенциала. Если студент не вовлечен в научную работу на кафедре, то "она /кафедра/ готовит школьников".
   По мнению первого замминистра промышленности, науки и технологий Михаила Кирпичникова, "экономическая ситуация побуждает российскую науку к интеграции". Он сообщил, что сейчас готовятся "существенные изменения в закон "О науке". "Надо менять и закон о послевузовском образовании, в нем много атавизмов",- считает представитель Минпромнауки.
   Как считает Кирпичников, "академическую науку необходимо перестраивать, хотя это и трудно". "Подготовка элитных кадров - это главное в интеграции высшей науки и академической",- сказал он.
   По мнению заместителя министра образования России Михаила Стриханова, медлить с вопросом интеграции вузовской и академической науки нельзя. "Шанс остался один и вопрос не стоит о противостоянии вузовской и академической науки, о том, какие ученые лучше",- сказал он.
   По словам Стриханова, "народ устал от бессмыслицы происходящего - деньги, выделяемые на программу интеграции науки и высшего образования небольшие, делятся непонятно как, структурных изменений никаких".
   В то же время он отметил, что предложения РОСРО ведут к "глобальным структурным изменениям в системе высшего образования"."Наука в вузе - это важнейшая квалификационная характеристика высшего образования",- заключил высокопоставленный чиновник Минобразования России.