04.07.2006  Фонд способствует развитию малых инновационных предприятий

   
   Инновационной деятельности присущи особенности, которые не позволяют применять те схемы финансирования, которые используются в традиционном бизнесе: высокий риск потери вложенного капитала и существенный временной лаг между вложением средств в инновации и получением от них коммерческой отдачи.
   Эти факторы приводят к тому, что инвесторы вкладывают средства в предприятия на очень "жестких" для последних условиях. Инновационная сфера станет привлекательной для инвестирования лишь тогда, когда коммерческая отдача от вложенных в инновации средств будет ощутимей, чем доходы от альтернативных сфер вложения капитала.
   Объемы венчурного инвестирования, по своей природе работающего с рисковым бизнесом, в России на настоящий момент незначительны (создание государственного инвестиционного венчурного фонда призвано переломить ситуацию). Причинами, останавливающими венчурных инвесторов от вложений финансовых средств в инновационные проекты, являются: несоответствие уровня подготовки проектов мировым стандартам, неготовность менеджмента компаний впустить инвестора на его условиях, фактически отсутствие фондового рынка акций инновационных компаний, пробелы в законодательстве, регулирующем венчурное инвестирование и др. В этих условиях рисковым инвестором выступает государство.
   Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (далее - фонд) образован в 1994 г. постановлением Правительства РФ как некоммерческая организация. Основными задачами фонда являются проведение государственной политики развития и поддержки малых предприятий в научно-технической сфере; оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе интеллектуальной собственности, в том числе предприятиям, находящимся на ранних стадиях своего развития; создание и развитие инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства. В фонд ежегодно направляется фиксированный процент средств федерального бюджета на гражданскую науку. В 2006 г. эта величина составляет 1,5%, или 1075 млн руб.
   Фонд не только способствует развитию малых инновационных предприятий, развитию венчурного и инвестиционного рынков, международному сотрудничеству в сфере передачи технологий, но и юридически упорядочивает обращения объектов интеллектуальной собственности.
   На 1 января 2006 г. фондом рассмотрено более 10 тыс. проектов, в том числе более половины из регионов России. Профинансировано более 3000 проектов. Деятельность фонда сегодня распространяется на все 7 федеральных округов страны.
   В экономическом смысле государственная поддержка по линии фонда позволила предприятиям освоить в производстве свыше 1000 запатентованных изобретений, на их основе выпущено продукции на десятки миллиардов рублей. Отчисления государству в виде налогов в 2,4 раза превысили сумму полученных ими бюджетных средств, стоимость основных фондов увеличилась в 11,3 раза, созданы тысячи новых рабочих мест.
   Главный итог работы фонда в 2005 г. - это успешная практическая реализация программы "СТАРТ", которая заключается в финансировании инновационных проектов, находящихся на начальной стадии развития. Цель программы - содействие ученым, инженерно-техническим работникам, студентам, стремящимся разработать и освоить производство нового товара (изделия, технологии, услуги).
   В рамках программы "СТАРТ" 80 проектов, перешедших на второй год финансирования, привлекли инвестиций на сумму 195,5 млн руб., по прогнозам выручка от реализации этих проектов в 2006 г. составит 536 млн руб. Следует отметить, что привлекаются стратегические инвесторы, которые заинтересованы в развитии именно данных технологий и данного бизнеса (общеизвестно, что венчурные инвесторы нацелены на увеличение капитализации компании и последующий "выход" из нее).
   Программа "СТАРТ" получила положительный отклик у научно-технической общественности России во всех регионах, вызвала повышенный интерес у международной инновационной общественности, что подтверждается тем, что программа представлена ряду межправительственных комиссий по научно-техническому сотрудничеству, а также активным участием международных партнеров фонда в его программе.
   Другим заметным результатом деятельности фонда в 2005 г. явился запуск программы "ТЕМП" (Технологии - малым предприятиям). В рамках этой программы оказывается содействие малым предприятиям в освоении лицензий на объекты базовой интеллектуальной собственности, созданные в государственных научных учреждениях, и повышении на этой основе инновационного потенциала малых предприятий, их капитализации, привлечении внебюджетных инвестиций, выпуске новых товаров с высокой добавленной стоимостью и импортозамещающей продукции. В 2005 г. фондом предложена и совместно с Роснаукой отработана идеология программы "ПУСК" (Партнерство университетов с компаниями).
   Цель этой программы - содействие развитию малых инновационных компаний и повышение уровня их технологий и конкурентоспособности за счет внедрения научно-технических разработок вузов России и специальной подготовки инженерных кадров под конкретную технологию или разработку. Данная программа направлена на удовлетворение потребности малых инновационных предприятий в кадрах, подготовленных в университетах непосредственно под их новейшие разработки. Молодые кадры сразу же готовы осваивать новую технологию на предприятии. Однако достаточно часто технология должна быть еще доработана в университете в процессе НИОКР, где новые кадры проходят и соответствующую подготовку.
   Кроме того, фонд осуществляет дополнительные программы – такие, как "Ползуновские гранты" (гранты студентам, аспирантам и молодым специалистам в малом бизнесе), школа-семинар "Новые информационные технологии", "Научное приборостроение" (разработка и производство приборов малыми предприятиями для университетов).
   В 2006 г. фонд осуществил запуск и планирует развивать несколько новых проектов:
   - программа "Ставка" (объявлена 2 марта 2006 г.) имеет своей целью финансирование НИОКР в размере части процентной ставки по кредиту или лизингового платежа предприятиям, реализующим проекты инновационного характера;
   - программа "Фонд-ИНТАС 2006" (объявлена 16 марта 2006 г.). Фонд и европейское агентство ИНТАС совместно финансируют инновационные партнерские проекты (3 участника: российское малое инновационное предприятие и 2 организации из разных стран - членов ИНТАС). Общий бюджет - 500 тыс. евро, (в том числе 250 тыс. евро по линии Фонда). Финансирование Фондом одного проекта -до 25 тыс. евро;
   - программа "ИНТЕР" - Инновационные ТЕРритории - (объявлена 4 апреля 2006 г.) Финансирование НИОКР малых инновационных предприятий, действующих в технико-внедренческих особых экономических зонах и технико-внедренческих парках.
   В настоящий момент фонд намеревается заключить соглашение с Центром акционирования инновационных разработок, чтобы обеспечить малым предприятиям, поддержанным фондом, возможность привлекать инвестиции на фондовом рынке (Фондовая биржа высоких технологий). Данная инициатива при успешной реализации будет поддерживать малые инновационные предприятия за счет новых путей привлечения инвестиций в реализуемые проекты, а также увеличит количество предприятий, которые продолжат работу над проектами в дальнейшем, в том числе за счет венчурных инвестиций.
   Для того чтобы случаи инвестирования инновационной деятельности стали распространенной практикой, недостаточно наличия отдельных инвесторов и государства в роли одного из них. Необходимо, чтобы на федеральном уровне была решена проблема рыночной капитализации инноваций. Если на мировых рынках заметен массовый выход акций высокотехнологичных компаний, то в России условия для этого только предстоит создать. Данная проблема значительно влияет на процесс становления системы инвестирования инновационной деятельности и, как следствие, на развитие инновационной экономики в целом, сообщает журнал "Рынок ценных бумаг".