17.07.2006 Ивановская область: как распознать контрафакт и защитить авторское право? Недавно сотрудниками управления по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства УВД Ивановской области была проведена проверка ТЦ "Текстильщик". В результате у одного из предпринимателей были изъяты несколько контрафактных спортивных костюмов фирм "Adidas" и "Nike". Подробнее о работе управления рассказывает начальник отделения отдела по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка УВД Ивановской области Евгений Козлов. В.: С какими статьями КоАП РФ вам приходится работать чаще всего? О.: Мы работаем со всей 14 статьей Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая посвящена правонарушениям в сфере предпринимательской деятельности. Одними из наиболее распространенных являются нарушения авторских и смежных прав (ст. 7.12 КоАП), незаконное использование товарного знака (ст. 14.10 КоАП). По этим статьям предусмотрено наказание в виде штрафа от 10 до 20 тыс. рублей для предпринимателей и от 30 до 40 тыс. рублей для юридических лиц. В.: Почему в России так распространено воровство интеллектуальной собственности - в частности, товарных знаков? О.: Здесь несколько причин. Во-первых, низкий уровень доходов населения. Люди готовы закрывать глаза на плохое качество продукции, учитывая ее низкую цену. Во-вторых, у некоторых недобросовестных предпринимателей просто в крови заложено, что украсть чужое гораздо легче, чем придумать что-то свое. На Западе все как раз наоборот. Кража интеллектуальной собственности там может вылиться в многомиллионные иски. У нас же еще не сложилась совершенная система судебной защиты интеллектуальной собственности. В.: Можно ли избежать ответственности, если слегка изменить фирменное название, не меняя дизайна всего фирменного знака? О.: Нелегальные производители действительно используют эту уловку. Например, мне встречался "левый" "Аdidas" с самым различным написанием фирменного названия - и "Аdidos", и "Аidos", и даже "Аdidoss". При этом другие внешние элементы сильно напоминали адидасовские: это и известный "трилистник", и три контрастные по фону параллельные полосы, и т.д. Однако такие хитрости не помогают нарушителям. В соответствии с законодательством не подлежат регистрации товарные знаки, сходные до степени смешения с ранее зарегистрированными товарными знаками, следовательно, продукция с такими знаками признается контрафактом и подлежит изъятию. В.: Неужели, покупая контрафакт, люди не догадываются о подлоге? О.: Более грамотные потребители действительно знают об этом. Но есть и такие, кто наивно полагает, что покупает фирменный костюм "Аdidas" за 350-450 рублей, тогда как средняя его стоимость 150 долларов. Больше всего от контрафакта страдают правообладатели торговой марки. При таком количестве подделок престиж их продукции на мировом рынке неумолимо падает. Помимо этого, фирма не получает ни копейки от использования зарегистрированных товарных знаков. Непоправимый урон наносится и престижу нашего государства. По международным соглашениям зарегистрированные товарные знаки подлежат охране не только в той стране, где они зарегистрированы, но и на территории других стран. В свете того, что Россия собирается вступать в ВТО, наше государство должно гарантировать мировому сообществу надежную защиту интеллектуальной собственности. В.: Каковы результаты борьбы с теми, кто покусился на чужую интеллектуальную собственность? О.: В среднем каждую неделю выявляется от 8 до 15 правонарушений, связанных с распространением нелегальной аудиовизуальной продукции. За прошедшие полгода нашей службой было проверено 378 предприятий торговли, выявлено 127 административных правонарушений авторских и смежных прав и незаконного использования товарных знаков, из незаконного оборота изъято 8195 единиц контрафактной продукции на сумму 1,3 млн рублей, наложено штрафов на сумму более 100 тыс. рублей. К уголовной ответственности за незаконное использование товарного знака привлечены 3 человека. В.: Как распознать контрафакт? О.: Видимые признаки нелегальной аудио- и видеопродукции: низкое качество полиграфии на вкладыше бокса оптического диска или видеокассеты; отсутствие наименования лицензиата и номера лицензии как на полиграфическом вкладыше, так и на самом носителе; отсутствие средства визуального контроля - голографической наклейки. Признаки контрафактного швейного изделия: низкое качество пошива (торчащие нитки и неровные швы); отсутствие на товарных ярлыках страны происхождения и фирмы-изготовителя, ее юридического адреса; низкое качество полиграфии товарных ярлыков; ошибки в написании текста на товарном ярлыке; неправильное написание фирменного наименования. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Рабочий край" |