25.07.2006  EFQM – модель совершенного менеджмента

   Все более популярной, особенно в европейских странах, становится оценка менеджмента по критериям так называемой модели совершенства EFQM (The Excellence Model EFQM), которая в 1991 г. была предложена Европейским фондом менеджмента качества. Принципы, критерии и метод оценки, используемые в модели EFQM, положены в основу национальных премий по качеству европейских стран, в том числе и премии Правительства РФ.
   Модель совершенства EFQM исходит из того, что менеджмент можно считать совершенным, если организация осуществляет свою деятельность так, что ее результаты не только соответствуют ожиданиям всех заинтересованных сторон, но и превосходят их. Прежде всего, совершенство - это достижение результатов, которые удовлетворяют все заинтересованные стороны, это коррекция политики, целей и стратегии в соответствии с изменением интересов. Кроме того, это создание ценности для потребителя, понимание, что лояльность потребителя и удержание доли рынка увеличиваются благодаря четкому фокусу на потребности сегодняшних и потенциальных потребителей. Также это и наличие лидеров, которые устанавливают и поддерживают цели и направление развития, ценности, культуру, этику и структуру менеджмента; объединяют и мотивируют всех своих сотрудников.
   Менеджмент компании должен выстраиваться на основе процессного подхода и фактов. И здесь совершенство - это реализация политики, целей, стратегии и планов через сеть взаимосвязанных процессов, которые постоянно улучшаются, это принятие решений на основе достоверной информации о целевых и текущих показателях деятельности. Кроме того, особенно важна мотивация персонала, обеспечение максимального вклада в работу сотрудников путем их непрерывного обучения.
   Совершенство менеджмента - это и постоянный поиск нового и возможностей улучшений на основе исследований; это и развитие и поддержка партнерских отношений, добавляющих результатам деятельности новую ценность для потребителей. Наконец, это выход за минимальные законодательные требования, в рамках которых действует организация, по соблюдению прав персонала и прав потребителей, по охране труда и окружающей среды.
   Уровень реализации указанных выше принципов совершенства оценивается по девяти критериям, по пяти из которых оцениваются возможности организации и по четырем критериям - результаты деятельности. Критерии оценки возможностей охватывают все факторы, от которых зависит успешность деятельности: способность руководства и других руководителей быть настоящими лидерами (Лидерство); полнота использования квалификации и опыта персонала, основанная на его мотивации (Персонал); умение сформулировать и реализовать политику и стратегию организации (Политика и стратегия); умение использовать возможности партнеров и имеющиеся ресурсы (Партнеры и ресурсы); совершенство процессов, которые составляют деятельность организации (Процессы).
   Модель включает принципы совершенства, положенные в основу стандартов ИСО серии 9000, но дополнительно к ним требует от организации осознания своей социальной ответственности перед обществом и, что самое главное, предусматривает оценку конкретных результатов деятельности, а следовательно, и результатов менеджмента и их соотнесение с имеющимися возможностями.
   Оценка по критериям модели EFQM применяется, как и при использовании других оценочных процедур, в трех основных случаях: когда организация сама проводит оценку своего менеджмента; когда организация проводит оценку менеджмента своих партнеров; и когда организация намерена получить официальное внешнее признание соответствия своего менеджмента критериям модели.
   В России о деятельности EFQM и модели EFQM до недавнего времени не было известно подавляющему большинству промышленных предприятий. Правда, с 1997 г. проводится конкурс на соискание премии Правительства РФ в области качества, но о том, что его методология и организация базируется на модели EFQM, никто не задумывается. Ситуация кардинально изменилась, когда в конце 2004 г. Всероссийская организация качества (ВОК) заключила соглашение с EFQM и стала национальной партнерской организацией (НПО) EFQM.
   С 2005 г. ВОК начал работу по получению сертификатов EFQM в более чем десяти организациях, из которых две уже добились признания по второму уровню модели. Это ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» и ОАО «Таганрогский металлургический комбинат».
   Об этом сообщает журнал «Деньги и кредит».
   ИА "Альянс Медиа"