05.08.2006  Алтайские ученые создают рапсовый биодизель

   На Алтае создана рабочая группа по разработке технико-экономического обоснования пилотного проекта краевой целевой программы «Рапс – биодизель». Решение об этом принято на Наблюдательном совете по развитию наукограда РФ города Бийска.
   Одним из активных сторонников работ по внедрению биотоплива является глава совета, губернатор Алтайского края Александр Карлин.
   Разработкой возможностей внедрения данного вида топлива занимаются ученые, руководители сельскохозяйственных и промышленных предприятий, представители администраций районов и края, а также наукограда. Эксперты должны представить технико-экономическое обоснование программы «Рапс-биодизель», оценить объемы и структуру финансирования. Профильные специалисты проведут анализ и оценку социально-экономической эффективности проекта, проработают вопросы технологического перевооружения сельхозтехники и т.д. Перерабатывать рапсовое масло в биотопливо планируется на «Бийском олеумном заводе».
   Основным проблемным вопросом пока является трудости переработки семян рапса на биотопливо, чтобы культура не потеряла свои ценные свойства. Пока рапс используется в качестве добавки в корм скоту. Хотя уже второй год в ряде опытных хозяйств Алтая рапосвые двигатели используются на тракторах в порядке эксперимента, но пока КПД их незначителен. В частности, дизельные двигатели адаптировали под рапс студенты технического университета.
   Научный руководитель проекта - доцент кафедры «Двигатели внутреннего сгорания» Сергей Кулманов уверен в том, что поиск альтернативных видов топлива - важнейшая задача, ведь цены на нефть постоянно растут, и цены на ГСМ просто разоряют наше сельское хозяйство. А рапсовое масло гораздо дешевле, экономичнее, его себестоимость - от 2 до 8 рублей, а расход - не выше, чем при использовании дизтоплива. Кроме того, оно и экологичнее: разлитое в почву, за 21 день оно разлагается на 98%, не требуются дорогостоящие мероприятия по сбору и утилизации дизтоплива и нефти.
   Молодые исследователи уже испытали масло в двигателе в лабораторных условиях, на стенде, и убедились, что «рапсовый двигатель» лишь на 10% теряет в мощности и уступает дизельному. задача завершить испытания двигателя, запатентовать его и лишь потом внедрять в сельское хозяйство, предлагать фермерам активнее выращивать рапс и перерабатывать его на масло.
   На время испытаний нового двигателя студенты получили возможность заключить госконтракт на 750 тыс. рублей. А потом изобретатели создадут научно-внедренческие фирмы и будут реализовывать свои двигатели. Для развития этого бизнеса юные предприниматели получат от государства еще 4 млн рублей.