16.08.2006 Москва: для роста ВРП нужно стимулировать развитие инноваций и МБ Москва – один из наиболее динамично развивающихся регионов РФ, и такой показатель экономического развития столицы, как валовой региональный продукт, также растет весьма быстро. Однако для московского правительства рост ВРП не является самоцелью, главное – за счет его увеличения повысить уровень благосостояния москвичей. Для этого было решено разработать дополнительные меры по стимулированию роста ВРП Москвы. Проект постановления, предусматривающий такие меры, был рассмотрен во вторник, 15 августа, в ходе заседания московского студенческого правительства дублеров. С основным докладом по данному вопросу выступила руководитель Департамента экономической политики и развития г. Москвы Марина Оглоблина. Она отметила, что итоги социально-экономического развития столицы с начала года позволяют ожидать достаточно высокие темпы роста ВРП за весь год – на уровне 8-10%. По данным за I квартал, индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности - на уровне 114,2%, что выше общероссийского на 9,4%. В I полугодии индекс промышленного производства в столице составил 118,5%, оборот розничной торговли и платных услуг населению вырос на 6%, заработная плата – на 24% при инфляции в 9,8%. Однако, отметила М.Оглоблина, во II квартале текущего года наблюдается негативная тенденция замедления роста промышленного производства на 6,4% против уровня 2005 года, что обусловлено ростом инфляции на рынке промышленной продукции. В условиях замедления роста промышленного производства, отметила руководитель департамента, необходим ряд дополнительных мер к ранее намеченным правительством Москвы, которые будут способствовать увеличению ВРП. Она считает, что для решения задачи увеличения роста ВРП необходимо установить дополнительные задания по росту: промышленности - на 0,3%, строительства - на 0,7%, торговли и общественного питания - на 0,5%, оптовой торговли продовольствием - на 0,5%. По словам М.Оглоблиной, пока для большинства столичных промышленных предприятий характерна крайне низкая инновационная активность. Результаты проведенного обследования свидетельствуют, что в 2005 году только 18% из 910 обследованных предприятий занимались инновационной деятельностью, причем прежде всего это предприятия сферы производства нефтепродуктов, аппаратуры для радио и телевидения, а также предприятия сферы информационных технологий. Кроме того, внедрение инноваций на 92% финансировалось за счет собственных средств предприятий. Основные факторы, препятствующие инновационной деятельности, считает М.Оглоблина, - это нехватка собственных денежных средств предприятий, а также недостаточная финансовая поддержка со стороны государства. Кроме того, развитие инноваций сдерживает низкий инновационный потенциал предприятий и недостаток квалифицированного персонала. Ситуация усугублена значительным уровнем морального и физического износа основных фондов. На начало 2005 года износ основных фондов промышленности Москвы оценивался в 56% (в целом по России – 51%). Как отметила руководитель департамента, необходимость роста ВРП требует значительного повышения инвестиционной активности предприятий, модернизации производства, обеспечения притока капитала в высокотехнологичные сектора промышленности, развитие науки и инновационных технологий. Решение этих вопросов, уверена она, нельзя полностью переложить исключительно на рыночные механизмы, необходимы совместные усилия власти и бизнеса столицы. М.Оглоблина подчеркнула, что инвестиционная политика города должна обеспечивать создание благоприятного инвестиционного климата и повышение эффективности участия города как инвестора в реализации проектов. Прежде всего, необходимо разработать механизм внедрения инноваций в производство путем долевого финансирования НИОКР городом и предприятиями. Ресурсы бюджета необходимо концентрировать на развитии ключевых направлений инноваций посредством прямых инвестиций, предоставления государственных гарантий, субсидирования процентных ставок по банковским кредитам, создания инвестиционного и венчурного фондов. Причем руководитель департамента отметила, что осуществлять развитие инноваций малым предприятиям проще, чем крупным или средним. Поэтому промышленные гиганты должны стремиться передавать малым предприятиям непрофильные вспомогательные производства, что впоследствии приведет к снижению издержек производства в целом. Актуальным сегодня является и вопрос развития малого и среднего бизнеса в промышленности: доля таких компаний в общей численности столичных малых предприятий составляет всего 18,4%. По словам М.Оглоблиной, в проекте постановления предусмотрены меры, позволяющие решить обозначенные проблемы. Так, на федеральном уровне предлагается принять новую редакцию закона о государственной поддержки малого предпринимательства в РФ. Также нужны поправки, вносящие изменения в главу «Налог на прибыль» Налогового кодекса РФ в части исключения из налогооблагаемой базы предприятий расходов на приобретение высокотехнологичного импортного оборудования, освобождения от налога на прибыль малых инновационных экспортно ориентированных предприятий. М.Оглоблина сообщила, что сейчас в НК уже внесены изменения, позволяющие финансировать на льготных условиях НИОКР и осуществлять модернизацию производства. Дополнительное стимулирование инновационной деятельности, по ее мнению, целесообразно проводить также за счет общего снижения ставок НДС и установления льгот по НДС для организаций, осуществляющих научно-технические разработки. Кроме того, требуют пересмотра ставки экспортных пошлин на произведенную в России высокотехнологичную продукцию. Она также отметила, что важное значение для роста ВРП столицы играет легализация «теневой» зарплаты. Для этих целей в Москве действует межведомственная комиссия, в работе которой, кроме представителей городских структур, принимают участие представители федеральных органов. На заседания комиссии приглашаются руководители предприятий, выплачивающих зарплату ниже прожиточного минимума. Как сообщила М.Оглоблина, по мнению предпринимателей, о чем свидетельствует проведенное исследование, основные причины замедления роста ВРП следующие: отсутствие спроса на их продукцию, отсутствие оборотных средств, а также отсутствие квалифицированных кадров. Причем роль последнего обстоятельства постоянно возрастает. В связи с этим необходимо сделать комплексный прогноз потребности в кадрах всех отраслей московской экономики. Завершая свое выступление, М.Оглоблина подчеркнула, что экономический рост – это не самоцель, он должен обеспечить реальный рост благосостояния москвичей. Содокладчик по данному вопросу, студентка Государственного университета – Высшей школы экономики, дублер руководителя Департамента экономической политики и развития г. Москвы Анастасия Ларионова в целом поддержала представленный проект постановления, заявив, однако, что для создания государственно-частного венчурного фонда, что предусмотрено документом, необходима прежде всего четкая городская инновационная политика. Кроме того, она уверена, что, оказывая поддержку высокотехнологичным секторам экономики, нельзя забывать и о предприятиях, работающих в традиционных отраслях. Также А.Ларионова отметила, что хотя в проекте постановления уделено большое внимание поддержке экспортно ориентированных предприятий, тем не менее не уделяется должного внимания реализации мер, направленных на продвижение московских товаров на внутренние рынки. Она предложила создать в столице специализированные товаропроводящие сети, способствующие продвижению товаров московских предприятий как на рынок города, так и на рынки российских регионов. Кроме того, А.Ларионова предложила особое внимание уделить развитию в Москве лизинга производственных помещений, что является особенно важным для малого бизнеса. В ходе обсуждения представленного проекта постановления участники заседания подняли ряд важных вопросов, связанных, в частности, с целесообразностью введения таможенных льгот для экспортно ориентированных предприятий накануне вступления России в ВТО. Принявший участие в дискуссии по данному вопросу мэр Москвы Юрий Лужков заявил, что чем дольше Россия не будет вступать в ВТО, тем будет лучше для реального сектора экономики. По его словам, вступление во Всемирную торговую организацию важно прежде всего для отраслей, связанных с недропользованием, однако все остальные сферы деятельности получат от этого только дополнительные сложности. Кроме того, он подчеркнул, что уже сейчас Россия выполняет многие из условий, обязательных для стран-членов ВТО. Ю.Лужков уверен, что прежде Россия должна реализовать свой потенциал на внутреннем рынке, после чего вступление в ВТО будет для нее «мягким». «Если мы будем сейчас вступать в ВТО, то это произойдет в режиме шоковой терапии», - заявил мэр Москвы. Также в ходе обсуждения документа был рассмотрен вопрос подготовки кадров для столичных предприятий. Ю.Лужков подчеркнул, что действительно сейчас эта проблема выходит на первый план среди остальных проблем экономики города. Многие предприятия испытывают острый кадровый дефицит, причем им нужны не только квалифицированные специалисты, но и рабочие кадры. Мэр поддержал высказанное правительством дублеров предложение посвятить рассмотрению данного вопроса отдельное заседание. Ряд предложений к проекту постановления высказали участники прений. Так, председатель Комитета государственных заимствований г. Москвы Сергей Пахомов предложил увеличить объем целевых государственных инвестиций в инфраструктурные проекты как за счет бюджетных ассигнований, так и за счет городских займов. Руководитель регионального отделения ФСФР России в Центральном федеральном округе Юрий Сизов обратил внимание на то, что в проекте постановления отсутствуют меры стимулирования развития финансового сектора столицы. Он также считает необходимым более тщательно проработать механизм функционирования Московского венчурного фонда. Кроме того, Ю.Сизов отметил важность разработки мер по привлечению инвестиций в промышленный сектор путем выпуска ценных бумаг. Вопрос развития финансового сектора Москвы затронул и президент Ассоциации «Россия» Александр Мурычев, подчеркнув необходимость решения проблемы капитализации столичных, да и в целом российских банков. Первый заместитель руководителя Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы Александр Карпов, выступивший в прениях, считает, что «новые точки роста» ВРП Москвы могут быть найдены благодаря поддержке предпринимательской деятельности в научно-производственной сфере на основе организации кооперационных связей между крупными, средними и малыми предприятиями. Эти кооперационные связи, заявил он, направлены на создание высокотехнологичной продукции, а также обеспечивают снижение себестоимости товаров. А.Карпов подчеркнул роль малого бизнеса в формировании ВРП столицы. «Малый бизнес Москвы активно участвует в росте ВРП столицы и составляет 20-24% в общей доле. В натуральном выражении в 2005 году это 890 млрд рублей, а в 2006 году, по нашему прогнозу, 1 трлн 83 млрд рублей. При соответствующей поддержке малый бизнес Москвы задачу удвоения ВРП выполнит в 2009 году», - заявил он. При этом А.Карпов полагает, что потенциал малого предпринимательства, его вклад в повышение ВРП Москвы может быть существенно увеличен, особенно в инновационном и производственном секторах экономики. Этому могут способствовать развитие кластеров, где можно применить такие формы поддержки, как содействие в патентовании изобретений и сертификации соответствия международным стандартам, в организации взаимодействия между предпринимателями и научными учреждениями. «Нами подготовлена методология реализации кластерных подходов, уже начата ее отработка в пилотном режиме на территории Юго-Восточного округа», - рассказал он. Заместитель руководителя Департамента потребительского рынка и услуг г. Москва Светлана Королева подчеркнула, что нельзя забывать о том, что Москва по структуре ВРП отличается от других регионов РФ: в его объеме велика доля торговли – она вдвое выше, чем по стране в целом, и составляет 49%. По показателю товарооборота Москва занимает первое место в России, для потребительского рынка города характерна насыщенность товарами и услугами. К 2010 году розничный товарооборот Москвы составит, по прогнозам, 2,7 трлн рублей. В связи с этим она заявила о необходимости качественного преобразования сферы потребительского рынка столицы, в частности, выстраивания системы контроля качества товаров и услуг, повышения доли товаров отечественных товаропроизводителей. С.Королева уверена, что нельзя затягивать сроки создания логистических центров для малого бизнеса. Кроме того, по ее словам, взаимодействие с регионами в сфере торговли нельзя сводить исключительно к предоставлению региональным предприятиям площадей для торговли в Москве, нужны современные оптово-логистические центры. Особенно важным она считает проект создания агрохолдингов с участием московского правительства. Также С.Королева остановилась на проблеме собираемости налогов в сфере столичной торговли. Дело в том, что в РФ действует принцип уплаты налогов по месту регистрации, следовательно, большая часть налоговых поступлений от компаний, работающих в Москве, но зарегистрированных в других регионах, не поступает в столичный бюджет. Для решения этой проблемы она предложила либо выступить с законодательной инициативой по внесению изменений в Налоговый кодекс РФ, либо ввести в столице щадящие неналоговые платежи. Подводя итоги заседания, Юрий Лужков предложил принять представленный проект постановления за основу. «Вопрос повышения ВРП – это государственная задача, важнейшая наша задача как субъекта РФ», - подчеркнул он. По словам столичного мэра, если эта задача будет решена, то сложится и «нормальная ситуация» в социальной и экономической сферах города. Особенно важным Ю.Лужков считает четкое определение целей и задач рассматриваемого документа. «Надо сделать больший акцент на персонализации ответственности за выполнение этих задач», - заявил он. Оценивая представленный проект постановления, мэр отметил важность стимулирования инновационного процесса в столице. Он заявил о своей поддержке инициативы федерального правительства по созданию венчурного фонда объемом 15 млрд рублей. Ю.Лужков считает, что Москва должна принять активное участие в работе этого фонда. Это, по его словам, чрезвычайно важно для развития новых технологий в РФ. Сейчас российские предприятия в основном покупают новые технологии, однако следует помнить, что эти технологии на Западе уже являются устаревшими, подчеркнул мэр. «Мы должны формировать условия, которые могут способствовать появлению принципиально новых технологий», - добавил он. Ю.Лужков подчеркнул, что для экономики города важными секторами является не только сфера торговли, которой, безусловно, будет оказываться поддержка, но и малый производственный бизнес. Необходимо также поддерживать формирование трудовых ресурсов города, в частности, через развитие профтехобразования. Кроме того, следует стимулировать бизнес к инвестированию в новые технологии. Также, по словам мэра Москва, столичная продукция нуждается и в соответствующей рекламе. Позитивно он оценил предложение А.Ларионовой по развитию лизинга производственных помещений в столице. «Это абсолютно новое направление», - отметил он, заявив, что в первую очередь для малого бизнеса надо сформировать фонд производственных помещений. «Это выгодно и для бюджета, и для малого бизнеса», - подчеркнул мэр. По итогам заседания проект постановления был принят за основу с условием внесения высказанных замечаний и предложений. ИА "Альянс Медиа" |