06.09.2006  Состоится ли переход к частно-государственному партнерству в сфере образования

   Последний мониторинг экономики образования (его четвертый год проводят Высшая школа экономики, Росстат и ведущие социологические службы) показал, что работодателям приходится переучивать каждого пятого выпускника вуза. А это значит, что уровень нашего высшего образования не соответствует стандартам не то что европейским, но и российским.
   Начинает понимать это и бизнес, твердо убежденный до поры, что проблемы кадров как таковой не существует, а есть проблема цены. Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин объявил недавно об организации Национального агентства развития квалификации с целью "приблизить качество подготовки специалистов к реальным потребностям экономики". "Специалисты на мировых рынках дороги, и если выстроим систему их подготовки у себя, то будет дешевле. Лучше вложиться здесь и сейчас, чем потом перекупать из Штатов и Европы", - пояснил глава РСПП.
   Перед новым учреждением ставится задача, во-первых, сформулировать, чему именно надо учить сейчас будущих специалистов, то есть определить содержание образования; во-вторых, создать собственные рейтинги учебных заведений различного уровня - от начальных и средних до высших, рейтинги, которым бы вполне доверяли промышленники и предприниматели и на которые могли бы ориентироваться в кадровой работе. Тем самым заявлен переход к принципиально иной позиции бизнеса в области образования - от эпизодического точечного спонсорства к частно-государственному партнерству.
   Год назад, объявляя о запуске национального проекта "Образование", президент официально пригласил бизнес к сотрудничеству, фактически на паритетных правах с государством. От предпринимателей потребовали вложиться в развитие материальной базы учебных заведений, принять участие в предоставлении образовательных кредитов. Более того, наличие внебюджетных источников стало обязательным условием на получение школами и вузами президентских доплат. В рамках нацпроекта 17 ведущих российских вузов разделили 10 миллиардов рублей "президентского гранта", а в выявлении лидеров принимали участие руководители крупнейших российских компаний.
   Только в Москве сразу четырнадцать из них объявили о готовности инвестировать 100 миллионов долларов в создаваемую в рамках нацпроекта бизнес-школу. Свою долю согласились внести предприниматели и в создание двух национальных университетов в регионах. Администрация Красноярского края, например, смогла добавить к 3 миллиардам рублей государственной сметы Сибирского нацуниверситета 2 миллиарда из средств местного бюджета и спонсоров.
   Однако сказать, что все проблемы сняты, было бы неверно. Нынешняя законодательная база не позволяет бизнесу участвовать в формировании учебных программ, заметила на круглом столе в Воронеже начальник отдела областной службы занятости Людмила Козлова. Решение о том, как и чему учить студентов, могут принимать только государственные органы. Сейчас предприятия ведут образовательную деятельность лишь на основании личных договоренностей с руководителями вузов.
   Такие договоренности, по словам заместителя начальника областного управления профессионального образования и науки Анатолия Зайцева, есть практически у каждого крупного вуза. Основная форма сотрудничества - стажировки. Еще более широкий вариант, не требующий согласований на высшем уровне, - создание предприятиями своих кафедр в вузах. Начальник учебного управления Воронежского технического университета Александр Болдырев рассказал, как один завод заказал и оплатил курс для 6 тысяч студентов, которых готовили по специальным программам. А вообще по всем вузам области "целевиков" набирается уже 27 процентов.
   И все же до искомого пока далеко. Государство пригласило бизнес к сотрудничеству, но конкретных правил ведения такого сотрудничества не предоставило, отмечает Шохин. В Госдуме лежат два подготовленных РСПП законопроекта - "Об автономных учреждениях" и "Об эндаументе". Суть первого закона, прошедшего, хоть и с большим трудом, первое чтение, состоит в том, чтобы разрешить бизнесу стать наряду с государством соучредителем вузов. Второй закон (от английского endowment - вклад, дар, пожертвование) позволил бы предпринимателям контролировать использование направляемых учебным заведениям денег и освободил бы меценатов от дополнительных налогов. "Нужен хотя бы один из этих двух законов, без них мы не в состоянии двигаться дальше, - говорит президент РСПП. - Сейчас же за свою благотворительность бизнесу приходится платить двойной налог".
   По мнению экспертов, велика вероятность того, что оба законопроекта попадут в думе в "долгий ящик". Осторожность властей понятна. Вузовское сообщество хоть и заинтересовано в инвестициях, все же опасается, как бы бизнес не начал диктовать вузам свои условия.
   Предпринимателям, говорят оппоненты, нужны специалисты узкого профиля, тогда как преимущества отечественного образования в его академизме и фундаментальности.
   "Если приход бизнеса в ПТУ и техникумы не страшен, то торопиться с учредительством вузов не следует, - полагает ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, считающийся идеологом сотрудничества бизнеса с образованием. - Пока бизнес больше заинтересован в правах на имущество и студентов вузов, а не в содержании образования". Вывод большинства вузовских руководителей: допускать бизнес к формированию нужных ему образовательных программ следует, но с ограничением прав, чтобы не страдала фундаментальная наука.
   Ответом бизнеса может стать отказ от поддержки традиционной системы образования и создание собственной, альтернативной. Уже сейчас, по данным исследований, проведенных Государственным университетом - Высшей школой экономики, Росстатом, Фондом общественного мнения и Левада-центром, 29 процентов российских предприятий завели свои образовательные учреждения, 11 процентов - учебные центры, 15 процентов - курсы переподготовки, 2 процента - собственные вузы. Ориентируясь на собственное образование, в 2005 году две трети предприятий (65 процентов) вообще отказались от сотрудничества с вузами (в 2004 году таких было 51 процент).
   Если золотая средина не будет найдена и государство не уступит свою монополию, сотрудничество бизнеса с системой образования может начать сворачиваться.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам "Российской Бизнес-газеты"