02.12.2003  Россия идет к информационному обществу

   Пятое заседание Круглого стола промышленников ЕС и России открылось 1 декабря в Москве. Для участия в нем в российскую столицу прибыл член Европейской Комиссии, курирующий вопросы промышленной политики и информационного общества Эркки Лийканен.
   Главные темы обсуждения бизнесменов России и ЕС - вопросы торговли и инвестиций, промышленного сотрудничества, энергетики, информационного общества, транспорта, а также вопросы, связанные с созданием общего экономического пространства между ЕС и Россией.
   Круглый стол промышленников ЕС и России, говорится в сообщении Евросоюза, является ориентированным на экономическую деятельность процессом, который нацелен на то, чтобы стать постоянным форумом деловых кругов, представляющим совместные рекомендации Европейской Комиссии и правительству России об условиях для бизнеса и инвестиций в России и странах ЕС, а также для продвижения промышленного сотрудничества. Исполнительный Председатель «Фортума» Матти Вуория является сопредседателем Круглого стола промышленников со стороны ЕС с конца 2002 г. Сопредседатель с российской стороны – председатель правления РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс.
   Кроме него, в заседании Круглого стола с российской стороны принимают участие вице-премьеры правительства В. Христенко и Б. Алешин, вице-премьер и министр финансов А. Кудрин, министр экономического развития и торговли Г. Греф, министр по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства И. Южанов, председатель Центробанка С. Игнатьев.
   Наиболее перспективная тема обсуждения - вопрос о формировании информационного общества в России. В Концепции информационного общества, разработанной в 1999 гг. по инициативе Госкомитета РФ по связи и информатизации и думского комитета по информационной политике и связи, говорится, что российский путь к информационному обществу имеет свою специфику, определяемую ее сегодняшними политическими, социально-экономическим и социально-культурными особенностями. К таким особенностям следует отнести: нестабильность политического и экономического положения в стране, не позволяющая государству быстро и эффективно решать экономические и организационные проблемы обеспечения перехода к информационному обществу, рассчитанного на длительную перспективу; возрастающий уровень регионализации страны, снижение уровня и возможностей централизованного управления, возрастание степени воздействия, в том числе и финансового, местных органов власти на ход процессов информатизации; экономические условия, характерные для переходной экономики России: отсутствие свободных инвестиций для финансирования программ и проектов, реализующих стратегию перехода к информационному обществу, существенное падение объемов производства и, прежде всего, в высокотехнологичных отраслях, общий застой в экономической деятельности и значительное снижение уровня жизни населения.
   Также среди негативных тенденций отмечаются снижение потребности в информации в государственном секторе экономики и рост информационных потребностей населения и общества в целом в общественно значимой политической, экономической и социальной информации, в том числе, порождаемой государственными и негосударственными организациями; недостаточно высокий (по сравнению с развитыми странами) уровень развития информационно-коммуникационной инфраструктуры и промышленного производства информационных средств, продуктов и услуг, отсутствие у государства средств для их модернизации и расширения; вялое проведение рыночных реформ в экономике страны в целом и динамичное развитие российского рынка информационных и телекоммуникационных средств, технологий, продуктов и услуг; предельно высокий уровень монополизации средств массовой информации, слабая подконтрольность обществу системы формирования общественного сознания; опережающее, сравнимое по темпам роста с развитыми странами, создание различных систем связи - каналы передачи информации, коммутирующие комплексы, средства связи и т.д. - и индустрии предоставления информационных услуг; наличие, в основном, высокого научного, образовательного и культурного потенциала, созданного в СССР и еще сохраняющегося в России; сравнительно дешевая интеллектуальная рабочая сила, которая еще способна ставить и решать сложные научно-технические проблемы, движущей силой которой в большой степени является энтузиазм.
   Вышеперечисленные политические и социально-экономические условия, в которых еще порядка 10-15 лет будет происходить переход России к информационному обществу, существенно отличаются от условий, характерных для развитых стран и, следовательно, требуют определения пути, свойственного только России, однако учитывающего накопленный мировой опыт, говорится в Концепции. Этот опыт показывает, что каждая страна движется к информационному обществу своим путем от начального рубежа, определяемым сложившимися политическими, социально-экономическими и культурными условиями.
   В США, ЕС и Японии, говорится в Концепции: имеется эффективно функционирующая рыночная экономика, обеспечивающая постоянный рост информационных потребностей и платежеспособный спрос на информационные продукты и услуги, также имеется мощный средний класс, являющийся основным потребителем информационных услуг. Экономики этих стран располагают свободными средствами для поддержки процессов информатизации и развития информационно-коммуникационной инфраструктуры, существуют государственные стратегии и программы в построении в этих странах информационного общества - в России всего этого практически нет.
   В развитых западных странах практически закончены процессы переструктуризации промышленного производства и перехода от ресурсоемкого (сырье, энергия, труд) к наукоемкому производству - в России этого сегодня не происходит. Уровень информатизации систем управления разного уровня и принадлежности (государственные, коммерческие, муниципальные и др.) на Западе достаточно высок - в России такой уровень в масштабе страны будет достигнут еще нескоро. Там также имеется хорошо развитая инфраструктура производства и предоставления населению информационных продуктов и услуг, высокий уровень информационной культуры населения, сложившейся системы компьютерного образования, домашней компьютеризации, использования сети Интернет - в России это все еще находится в начальном состоянии.
   Ученые убеждены, что успеха в третьем тысячелетии достигнут только те страны, которые наиболее эффективно и быстро смогут разрабатывать и применять новые информационные технологии и Интернет. Технологические инновации - один из главных факторов, обеспечивающих экономический рост. Не вызывает сомнения, что информационные технологии стали главной причиной роста производительности труда в последние десять лет. Это позволило говорить о создании "Новой Экономики". Ее основные черты, по оценке WPF: значительное повышение гибкости бизнеса, способность любой фирмы действовать на мировых рынках, прямая связь с потребителями, максимальное уменьшение времени на получение информации и на принятие решений, создание "виртуальных" промышленных товаров и т.д.
   По мнению Кэтрин Манн, сотрудника Института Международной Экономики, развитие Интернета означает, что государство в обозримом будущем утратит некоторые свои функции, а экономики стран мира будут развиваться независимо от решений правительств, ориентируясь, прежде всего, на тенденции мирового, а не национального рынка.
   По прогнозу маркетинговой фирмы In-StatMDR, очередной экономический бум в мире начнется с началом широкого внедрения беспроводного Интернета (называемого WiFi - wireless fidelity - термин приблизительно можно перевести, как "беспроводная точность"). Беспроводная интернет-коммуникация потребует не только нового программного обеспечения, но и новой кардинальной перестройки систем связи, радио и телевидения, она даст дополнительный толчок развитию "ближнего" космоса - поскольку устойчивая связь возможна лишь с помощью спутников и т.д.
   Как прогнозирует In-StatMDR, новый технологический и, соответственно, экономический бум начнется в ближайшие 10-15 лет. Он не будет ограничен одной или несколькими государствами - под его влияние попадут все регионы мира.