05.10.2006  Рынок торгового оборудования может ожидать очередной бум продаж

   В ближайшие два-три года рынок торгового оборудования может ожидать очередной бум продаж, подобного которому поставщики не видели с начала 2000-х. Его главной движущей силой станет региональная экспансия федеральных операторов. Для поставщиков оборудования расширение крупных сетей выгодно вдвойне.С одной стороны, москвичи будут открывать на новых рынках десятки новых магазинов, преимущественно дорогостоящих крупных форматов. С другой - приход федералов заставит заняться модернизацией бизнеса локальных торговцев. При этом, в отличие от 2000 года, сегодня ритейлеры не будут экономить на оснащении магазина.
   Впрочем, определение "новый бум" в этом случае весьма условно. Начиная с 2000 года, когда в крупных городах России стала формироваться сетевая розница, рынок торгового оборудования и так стабильно прибавляет не менее 10-20% в год.
   По разным оценкам, емкость отечественного рынка торгового оборудования составляет от $800 млн до $1 млрд в год.
   Локомотивом, обеспечивающим такой стабильный рост отрасли, остаются крупные сети. С 2000 по 2006 год семь крупнейших ритейлеров ("Магнит", "Пятерочка", "Перекресток", "Седьмой континент" и др.) запустили в общей сложности около 3 тыс. магазинов.
   По оценкам эксперта Евразийского института мерчандайзинга Алексея Шишкова, инвестиции в оснащение среднего продмага этих сетей составляют от $300 тыс. и выше.
   Даже если бы розничный рынок развивался такими же темпами, как сегодня, поставщикам оборудования было бы гарантировано стабильное существование на ближайшие четыре-пять лет. По оценкам ФК "Уралсиб", ежегодный рост розничного рынка до 2010 года будет составлять не менее 11%. Однако ритейлеры преподнесли поставщикам приятный сюрприз. Крупнейшие ритейлеры - "Магнит" и "Пятерочка" - начали масштабный рестайлинг старых магазинов.
   По данным пресс-службы "Пятерочки", компания планирует инвестировать в проект около $20 млн.
   "Рестайлинг сети был запланирован давно, сразу же после покупки петербургской сети "Копейка"",- заявили "Бизнесу" в "Пятерочке". Президент "Ростбизнесгрупп" Карим Кильмаев говорит, что шаг ритейлеров предсказуем: на 2007-2011 годы приходитсявремя модернизации магазинов, открытых в 1999-2001 годах.
   Однако большинство экспертов называют обновление "Магнита" и "Пятерочки" началом более масштабной тенденции. Люди, имея деньги, хотят тратить их в красивых магазинах.
   Поэтому перед "экономичными" ритейлерами сейчас и встал вопрос замены "начинки" своих бюджетных магазинов".
   По данным Росстата, за последние пять лет доходы россиян выросли на 62%, реальный уровень зарплат в бюджетном секторе, считающемся целевой аудиторией "экономичных" магазинов,- даже на 65%.
   Спрос на бюджетное оборудование миновал, теперь в оснащение тех же самых магазинов ритейлеры будут инвестировать в несколько раз больше, так как будут оснащать обновленные магазины качественным оборудованием, а не б/у, открывать кулинарные цеха и т. д.". По словам одного из поставщиков, стоимость оборудования дискаунтера образца 1999-2000 годов могла составлять $80-100 тыс.
   Инвестиции в оснащение на тех же площадях "экономичного" супермаркета составят не менее $700 тыс.
   Эксперты полагают, что основные продажи торгового оборудования будут приходиться на регионы. Во-первых, потенциал московского рынка практически исчерпан: сетевые магазины, подлежащие рестайлингу, составляют не более 20-25% торговых точек столицы. Во-вторых, дискаунтеры в России существуют преимущественно как региональный формат. Третьей и главной причиной эксперты называют региональную экспансию федеральных сетей. По мнению экспертов, одним из основных форматов, с которым москвичи будут идти в регионы, являются гипермаркеты.
   По данным ACNielsen, в России около 90 гипермаркетов. При этом, по данным UFG, только в Москве на гипермаркеты в 2005 году пришлось всего 3,4% товарооборота. При том, что даже в ряде стран Восточной Европы их доля составляет не менее 20%. Алексей Шишков считает расширение сети гипермаркетов в регионах крайне перспективным направлением для поставщиков оборудования: инвестиции в оснащение гипермаркета составляют не менее $1-1,2 млн - как минимум в два-три раза выше, чем в средний супермаркет.
   Впрочем, эксперты предсказывают, что только москвичами клиентская аудитория поставщиков ограничиваться не будет.
   Они прогнозируют бум на торговое оборудование среди региональных ритейлеров. По оценкам ACNielsen, в 2005 году насчитывалось около 175 тыс. розничных точек, из них в Москве - только около 6-7 тыс.