14.10.2006  В Воронежской области будет создан авиатехнопарк

   Воронежская облдума утвердила программу развития малой авиации, в рамках которой планируется, в частности, создать на базе Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО) технопарк для организации производства 15 моделей самолетов и автожиров. Программа предусматривает привлечение около 4 млрд рублей за пять лет. По мнению экспертов, если спрос на услуги малой авиации в ближайшие годы сохранится на нынешнем уровне, проект окажется «научной фантастикой».
   Областная программа «Развитие малой авиации Воронежской области на 2007-2011 годы», которую депутаты облдумы приняли на заседании, состоявшемся 12 октября, предусматривает реализацию ряда проектов, в том числе создание технопарка на базе ВАСО, формирование системы лизинга малых воздушных судов, строительство инфраструктуры базирования малой авиации, организацию местных и межрегиональных авиаперевозок, открытие летной школы и даже «восстановление работы авиамодельных кружков». Объем финансирования по программе, как ожидается, составит 4,48 млрд рублей, из которых вливания госбюджета – 377 млн, облбюджета – 144 млн, собственные средства предприятий и кредитные ресурсы – 3,9 млрд рублей.
   Ключевым пунктом областной программы является создание авиатехнопарка. Как пояснил начальник отдела инноваций областного управления по промышленности Герман Щукин, технопарк планируется разместить на площадях деревообрабатывающего цеха ВАСО. Его создание, как пояснил чиновник, позволит наладить серийный выпуск не менее 15 моделей малых воздушных судов. В число проектов, реализацию которых планируется осуществить на базе технопарка, входят организация производства сельхозсамолета Ту-54, самолета бизнес-класса Ту-34, амфибии АС-2 (исполнитель – воронежский филиал ОАО «Туполев»); легкого бесшумного патрульного самолета (ООО НПП «ОРТ»); корпоративного 15–30-местного самолета короткого взлета и посадки (ООО «Композит авиа»), сверхлегкого автожира (ООО «Сигма проект»). По словам господина Щукина, проектом по созданию технопарка уже заинтересовались Отраслевое специальное конструкторское бюро экспериментального самолетостроения Московского авиаинститута (реализует проект по созданию легких самолетов серии «Авиатика») и НПО «Авиа ЛТД» (самолеты серии «Аккорд»), которые рассматривают возможность выпуска своих моделей в Воронеже.
   Как заявил спикер облдумы Владимир Ключников, программа разработана с учетом подготовленной в правительстве федеральной целевой программы (ФЦП) «Возрождение и развитие малой авиации России». По словам господина Ключникова, область рассчитывает стать «пилотным субъектом федерации при реализации ФЦП». Амбиции губернских властей обусловлены тем, что в регионе есть технологические возможности по выстраиванию всей производственной цепочки выпуска малых воздушных судов – от двигателей до композитов и авионики. В производстве летательных аппаратов, кроме ВАСО, Опытно-конструкторского бюро моторостроения и Воронежского мехзавода, планируется задействовать до 15 небольших фирм. Впрочем, кроме Воронежской области, за право стать пилотным регионом борются Новосибирская и Самарская области, где тоже есть производственные площадки для создания легких самолетов. ФЦП, как ожидается, будет утверждена в ноябре на заседании правительства РФ.
   Глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев усомнился в реалистичности областной программы. По его словам, из всей массы разработанных малых летательных аппаратов сертификацию прошли единицы, поэтому проект по запуску 15 моделей судов – «научная фантастика». По мнению Олега Пантелеева, программа окажется реализуемой только «при резком всплеске интереса к малой авиации», который возможен при значительном росте покупательской способности населения и упрощении правил для малых судов путем замены разрешительного принципа на уведомительный при осуществлении полетов. Как считает аналитик, в технопарке вполне реально наладить производство двух-трех типов самолетов при наличии серьезного партнера – например, московского ЗАО «Авиа менеджмент групп» (проект авиатакси «Декстер»).