15.10.2006  Саратовская фирма разработала технологию для "Интернета из розетки"

   Генеральный директор промышленной группы "Финпром-ресурс" Игорь Аблаев дал интервью газете "Богатей". Фирма занимается разработкой электронных систем управления автомобилем. В ее научном подразделении работают 12 человек, плюс 5 - аутсорсинг. В частности, Игорь Аблаев сказал:
   о своей работе:
   "Мы предлагаем технически очень удачное решение проблемы электронных систем автомобиля. Дело в том, что современный иностранный автомобиль буквально начинен электроникой. Одна система управляет тормозами, другая - зажигает лампочку, третья - поворачивает руль и т. д. Отсюда две большие проблемы: плохое взаимодействие электронных систем и сложности их монтажа. Сигналы идут по проводам, это километры проводки, к тому же укладывать ее нужно вручную, робота здесь не изобрели пока. А значит, это трудоемкость, высокая цена, ошибки и отказы из-за плохой координации всех систем.
   Наша разработка решает обе проблемы: мы создали систему систем, аналогичную самолетной, которая управляет не по событию, а по времени. Кроме того наша технология "Power line communication" позволяет значительно уменьшить объем проводки, т.к. энергия и информация идут по одним проводам. Мы создали ряд универсальных чипов, объединяющих узлы в опции. Возникает потребность в новом свойстве - объединяются новые опции-функции. В результате уровень программирования и управления в автомобиле возрастает на порядки: интеллектуальные фары, "черные ящики", перспективы автопилотирования, программирование, например, под стиль вождения женщины - все это становится реальностью. Возрастает и надежность, так как система систем объединяет все. А выглядит это как маленькая плата 100х50 мм с чип-компонентами. В плате - суть электронной разработки, схема и созданный нашим научным коллективом массив программного обеспечения системы.
   Сегодня наша разработка имеет положительные отзывы от экспертов "Майкрософт", института Проблем управления РАН в Москве и аналогичного института в Саратове".
   О конкуренции:
   "Я думаю, мы далеко обошли конкурентов, но есть в Австрии компания, которая идет примерно тем же путем, что и мы, но несколько в другой сфере. Она создала систему контроля герметичности для "Боинга".
   Меня порой неадекватно воспринимают, поскольку многие убеждены, что электроники в России не существует. И теперь методом проб и ошибок, я уяснил для себя каким должен быть российский венчур, ищущий признания на Западе. Если вы продвигаетесь в Германии, офис продвижения должен быть в Германии. Это дешевле, чем все делать самому. Такой партнер у нас сейчас намечается, мы познакомились на Призе инноваций экономики Германии, где были единственной российской компанией".
   Об областном ресурсе продвижения:
   "Начали появляться только первые ростки. Областной венчурный фонд, бизнес-инкубатор... Главное, что есть адекватные чиновники в том же региональном минэкономразвития, потому что, когда мы обратились с нашим проектом для получения субвенций в другое областное ведомство, нам дали отрицательный отзыв. На Призе экономических инноваций Германии мы нашли партнера, который, надеемся, станет нашим офисом продвижения. Если это произойдет, мы сможем претендовать на областную субвенцию в размере нескольких миллионов рублей, которая нужна для повышения технического уровня нашей лаборатории до европейского".
   Об экономике, основанной на знаниях:
   "Я думаю, в данный момент экономика, основанная на знаниях, - это просто сотрясение воздуха. Нужны, во-первых, четкие программы по всем отраслям с четкими приоритетами по финансированию. Во-вторых, надо перенести акцент с открытия на продвижение, чтобы результатом финансирования был не пухлый отчет по освоению средств, а конкретный продукт, выведенный на рынок.
   В этом году в России на инновации с учетом всех источников финансирования должно быть потрачено порядка 86 млрд руб. В прошлом году, наверное, была тоже солидная сумма. И что? Где результат? Где отечественные сотовые телефоны, где инновации? У нас много фундаментальных разработок, но мало прикладных и еще меньше коммерциализованных. У нас не хватает людей-паровозов, которые выведут научные изобретения на рынок. Вот когда деньги будут платить не за отчет, а за продукт, ситуация изменится".
   О приоритетах:
   "Я думаю, здесь нужно основываться на теории компетенций. Компетенции трансформируются в возможности, а те - в конкурентные преимущества. У нас область работала на оборонку, мы создадим уникальные вещи, но маркетинга никакого не было.
   Конкурентное преимущество нашего региона связано с электронными изделиями, с классным приборостроением, оружием, другими высокотехничными продуктами. Это и нужно продвигать в нашей области, писать для электронных предприятий специальные программы господдержки, давать льготы, стараться привлекать инвесторов типа "Самсунга", чтобы на территории бывших предприятий ОПК хотя бы собирали бытовую технику. И не забывать при этом про малые и средние компании, работающие на рынке электронных изделий.
   Когда мы думаем о продвижении в масштабах России, на мой взгляд, надо четко понимать, какая в мире идет борьба за рынки сбыта, как стремительно уходят вперед конкуренты. А наша страна едва начала избавляться от имиджа большой кладовки с нефтью. Поэтому мы не должны терять время, иначе превратимся в гигантскую барахолку, где продают чужие товары. Это не риторика, не пустые слова. Например, сегодня региональные электронные компании могут за сравнительно небольшие деньги привлекать саратовских ученых очень высокого класса. Но если сюда придет очень мощный инвестор, мы такого преимущества лишимся. Так произошло в Нижнем Новгороде, туда пришел Intel и всех перекупил. А что такое хайтек без мозгов"?
   О перспективах:
   "У нас есть разработки по источникам энергии - альтернативным и водородным, но их продвижением мы пока не занимаемся. Наша автоэлектронная технология очень актуальна для проекта "Интернет из розетки": это когда к интернету можно подключиться при помощи адаптера через обычную линию электропитания. Правительство Франции выделило 5 млрд евро на эту программу, мы об этом случайно узнали и надеемся быть полезными. А в самых ближайших планах - поездка на международный конгресс по интеллектуальным системам транспорта в Лондон".