20.10.2006  Москва: разработана новая программа промдеятельности

   В Москве подготовлен проект новой программы развития промышленности. Его обсуждению было посвящено очередное заседание комиссии МГД по экономической политике и предпринимательству, которое состоялось в четверг, 19 октября. В ходе заседания был рассмотрен вопрос «О проекте городской целевой программы «Комплексная программа промышленной деятельности в г. Москве на 2007-2009 гг.».
   Об отличиях новой программы от действующих ранее рассказал заместитель руководителя Департамента науки и промышленной политики г. Москвы Владимир Кирюшин. Он сообщил, что данная программа является уже четвертой городской программой поддержки промышленности. Причем если первые две программы, рассчитанные до 1998 и 2000 гг. соответственно, были направлены на стабилизацию финансово-экономического состояния промышленности, то следующая, 2001-2003 гг., была сориентирована на увеличение выпуска промышленной продукции предприятиями города. Эти программы, считает В.Кирюшин, были эффективны и достигли своих целей.
   Основной целью действующей программы, рассчитанной на 2004-2006 гг., является повышение технологического уровня промышленного производства. «Она завершается, и сегодня можно сказать, что основные перспективные показатели, заложенные в этой программе, достигнуты», - отметил В.Кирюшин.
   О проекте новой городской программы рассказала Людмила Матвеева, директор Московского центра структурных преобразований промышленности, одного из разработчиков документа. Новая программа, сообщила она, взаимоувязана с рядом других программных документов, в частности, с программами реорганизации производственных территорий и развития и поддержки малого предпринимательства. С последней новая программа связана в части предоставления возможностей малому бизнесу размещаться на базе крупных и средних промышленных предприятий, создания технопарков и кластеров и проч.
   Л.Матвеева обратила внимание на важнейшие особенности новой программы. Так, ее основная направленность – повышение конкурентоспособности промышленного производства. «По нашим оценкам, только 8% предприятий Москвы готовы работать в условиях свободной конкуренции», - сообщила директор центра. Программа должна изменить сложившуюся ситуацию. Вторая отличительная особенность нового документа связана с созданием на территории Москвы новых промышленных производств с целью реформировать столичную промышленность в сторону создания высокотехнологичного научно-промышленного комплекса. Таким образом, подчеркнула Л.Матвеева, целью программы является не только сохранение производственного потенциала Москвы, но и его дальнейшее развитие.
   Как рассказала директор центра, в рамках программы выделено три основных подпрограммы. Первая связана с обеспечением конкурентоспособности выпускаемой промышленной продукции. Мероприятия, предусмотренные данной подпрограммой, связаны с техническим перевооружением производства, финансовым оздоровлением социально и экономически значимых предприятий, повышением экспортного потенциала столичной промышленности, вовлечением в промышленное производство новых научных разработок. Л.Матвеева отметила, что на сегодняшний день доля наукоемкой продукции в общем объеме промышленного производства составляет около 5%, доля инновационно активных предприятий – около 17% (в западных странах минимальный уровень – не ниже 30%). «У нас очень длительный процесс освоения производства новой промышленной продукции», - отметила она. В связи с этим в программе заложен механизм, стимулирующий взаимосвязь науки и промпроизводства, который предусматривает не только кредитование самих проектов, но и возмещение затрат на НИОКР по их завершении.
   Вторая подпрограмма связана с созданием новых производств. Сегодня, по словам Л.Матвеевой, из 1200 крупных и средних промышленных предприятий Москвы лишь треть работает эффективно, а часть, используя городские ресурсы, функционирует нерентабельно. Целью данной подпрограммы является их реформирование, формирование на их базе промышленных зон.
   Третья подпрограмма – развитие инфраструктуры промышленной деятельности. В рамках этой программы планируется реализовать мероприятия по подготовке рабочих и управленческих кадров для промышленных предприятий, по созданию товаропроводящих сетей, проведению выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, совершенствованию нормативно-правовой базы.
   Она сообщила, что программой определены приоритетные субъекты поддержки в рамках городской промышленной политики. К критериям их отбора отнесены наличие у предприятий собственных программ развития производства, отсутствие задолженностей перед городским бюджетом и проч. «Это будут партнерские отношения между государством и предпринимательскими структурами», - подчеркнула Л.Матвеева. Бюджетные средства в размере 10 млрд рублей будут выделяться на три года. При этом по каждому мероприятию программы предусматривается механизм привлечения внебюджетных инвестиций.
   Оценку представленной программе дала начальник инспекции Контрольно-счетной палаты Москвы Татьяна Крылова. В целом, по ее словам, новый документ соответствует требованиям, предъявляемым к городским целевым программам. Однако в своем выступлении представитель московской КСП высказала ряд замечаний к программе. Основной вопрос связан с достижением целевых индикаторов выполнения программы. В документе заложены индикаторы с учетом деятельности всех столичных промышленных предприятий, тогда как, по мнению КСП, следует выделить только предприятия, участвующие в программе и получающие поддержку. Кроме того, само количество этих показателей не в полной мере отвечает целям программы: следует, по словам Т.Крыловой, учесть и такие показатели, как темпы прироста импорта, численности занятых, производительности труда и проч. Кроме того, программой не определен объем средств, которые предприятия, претендующие на поддержку города, должны привлечь самостоятельно. КСП рекомендует доработать программу с учетом высказанных замечаний.
   В ходе обсуждения документы участниками заседания был поднят ряд важных вопросов, в частности, их интересовали особенности расчетов привлечения внебюджетных инвестиций, проблемы выделения земельных участков под выводимые из центра города промышленные предприятия и проч.
   Подводя итоги обсуждения, председатель комиссии по экономической политике и предпринимательству Александр Ковалев заявил: «Москва остается промышленным городом, мы не станем городом банков и офисов. Если программа будет реализована, а она должна быть реализована, мы создадим большой задел на будущее». По итогам рассмотрения проекта документа он был поддержан комиссией МГД.
   ИА "Альянс Медиа"