20.10.2006  Эксперты оценили ФЦНТП, разработанную в Минобрнауки

   20 октября в Минобрнауки прошел круглый стол на тему «Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы».
   В преддверии этого события аналитический отдел Национального информационого центра по науке и инновациям провел опрос руководителей программы, а также независимых экспертов на предмет оценки результатов завершающейся программы и перспектив новой.
   Заместитель руководителя Федерального агентства по науке и инновациям, член-корреспондент РАН Александр Клименко отметил, что Роснаука озадачена тем, чтобы вложенные деньги принесли реальную отдачу. Он считает, что ФЦНТП – одно из крупнейших мероприятий, направленных на реализацию требований Президента РФ о переходе экономики на инновационный путь развития. «В состав рабочих групп впервые вошли представители бизнес-сообщества. Мы хотели, чтобы уже на этапе формирования лотов бизнес проявил свою заинтересованность и сказал, что сегодня ему нужно, где и как результаты научно-технических разработок будут востребованы», - пояснил ученый.
   По мнению директора Объединенного института ядерных исследований, члена-корреспондента РАН Алексея Сисиакяна, позитивный эффект программы неоспорим, как и стимулирующая роль конкурсного финансирования. Однако он считает, что результативность программы может быть гораздо выше. «Во-первых, сейчас в ней слишком много проектов, что ведет к чрезмерному распылению средств. Во-вторых, учитывая инновационную ориентацию экономики, необходимо значительно усилить акцент на поддержку проектов, формирующих основу для развития венчурного финансирования, что даст импульс к привлечению частного венчурного капитала», - пояснил А. Сисиакян.
   Министр образования и науки Андрей Фурсенко считает, что за последний год качественно изменен подход к ФЦП: программа увеличена за счет внепрограммных денег, изменены требования к контрактам с введением понятия комплексных проектов. «Программа абсолютна прозрачна, мы полностью показали, что сделано на выделенные деньги и что будут сделано еще. Позиция министерства также заключается в том, что мы обязаны часть научного бюджета жестко ориентировать на реализацию приоритетов программы», - утверждает министр.
   По мнению заместителя начальника Управления инновационного развития и коммерциализации разработок и технологий Федерального агентства по науке и инновациям Татьяны Гордиенковой, в новой редакции ФЦНТП планируется поддержка коучинг-центров по венчурному предпринимательству, хотя само слово венчур не звучит. По программе будет оказана помощь проектам, инициированным бизнес-сообществом, которые будут реализовываться на федеральные и частные деньги. «Именно такую формулировку носят мероприятия, запланированные новой программой: не венчурные проекты, а проекты, предложенные бизнес-сообществом», - пояснила Т. Гордиенкова.
   Наиболее критично выступил по поводу ФЦНТП заместитель директора Межведомственного аналитического центра Юрий Симачев. Он не отрицает, что в программе предложен ряд существенных новаций, связанных с усилием роли экспертного сообщества в оценке результатов работы и заявителей на участие в них. По его мнению, инструмент ФЦНТП очень полезен, но есть ряд ограничений. Во-первых, через ФЦНТП практически невозможно профинансировать создание новых организаций, например, специализированных фондов прямых инвестиций или венчурных фондов для поддержки инновационных проектов. Во-вторых, по мнению Ю. Симачева, могут возникнуть проблемы с результативностью капвложений, потому что конкурс проектов таких капиталовложений подменяется конкурсом исполнителей этих проектов. «На этапе определения проектов капвложений нет четкой и открытой конкурсной процедуры. Сам конкурс проводится на уровне определения того, какая организация будет обеспечивать реализацию проекта, у кого будет осуществляться закупка оборудования», - пояснил эксперт.
   Третье ограничение программы, по его словам, в том, что не отработан механизм взаимодействия между различными ведомствами. «В результате получается, что агентство косвенно реализует ФЦНТП, расходует средства, но контролирует и управляет этим процессом стоящее над ним министерство. Если программа находится в области интересов двух или трех министерств, процесс согласования в этом случае значительно усложняется», - считает Ю. Симачев.
   Представляя программу на заседании круглого стола, заместитель министра образования и науки Дмитрий Ливанов сообщил, что главным отличием от прежней программы, принятой на 2005-2006 гг., является то, что инвестиции будут направлены не только на развитие проектов НИОКР, но и на развитие инфраструктуры исследований и природной базы. Кроме того, акцент будет меняться от поддержки научных организаций к поддержке потребителей научной деятельности: от стимулирования предложений в сфере инноваций к стимулированию спроса на них. «Это означает более широкое привлечение бизнеса как к формироваиню госзаказа на проведение НИОКР, так и на финансирование проектов», - пояснил Д. Ливанов.
   Он также отметил, что Минобрнауки по новой ФЦНТП будет переходить от поддержки развития отдельных элементов инновационной инфраструктуры к формированию устойчивых связей между этими элементами. Это означает, что будет усилена практика субконтрактации работ в пользу вузов и малых инновационных компаний.