01.11.2006  А.Клепач: рост ВВП и прирост инвестиций могут превысить прогноз МЭРТ

   Минэкономразвития не зря называют штабом правительства – оно определяет основные направления роста экономики и разрабатывает конкретные механизмы достижения этих целей. О том, как министерство оценивает нынешнее состояние российской экономики, рассказал директор сводного департамента макроэкономического прогнозирования МЭРТ Андрей Клепач.
   В: Как Минэкономразвития оценивает результаты развития российской экономики по итогам трех кварталов текущего года?
   О:
В целом мы оцениваем развитие экономики как достаточно хорошее. Экономический рост за три квартала составил 6,6%, что выше, чем мы предполагали. При этом важно, что этот рост поддерживается усилением инвестиционной активности. Поэтому, я думаю, что нам не только удастся достичь запланированных прогнозных параметров на этот год, но рост ВВП и прирост инвестиций может даже несколько превысить прогноз Минэкономразвития.
   Однако вызывает тревогу динамика роста промышленности и, скорее всего, мы отстанем от наших прогнозных ориентировок, в первую очередь из-за неустойчивой динамики обрабатывающих отраслей.
   Можно сказать так - количественно рост лучше, чем мы ожидали, а качественно - несколько хуже. То есть, несмотря на хорошие результаты, пока рост экономики не является в полной мере устойчивым.
   В: Будет ли Минэкономразвития корректировать оценки основных макроэкономических показателей на этот год и прогноз на среднесрочную перспективу?
   О:
По плану работы министерства, мы должны уточнить оценки на 2006 год и прогноз на последующие три года к 1 декабря.
   В: То есть, Вы не исключаете, что прогнозная оценка роста ВВП и прироста инвестиций на текущий год может быть повышена, а роста промышленного производства понижена?
   О:
Можно сказать, что да. Сложившаяся благоприятная динамика в сентябре дает основания полагать, что оценка роста ВВП на этот год может быть повышена с 6,6 до 6,7-6,8%. Также мы планируем повысить прогноз по росту инвестиций в основной капитал с 11% до 12,7%. Вместе с тем динамика роста промышленности в этом году оказалась хуже, чем мы предполагали, поэтому, скорее всего, мы снизим оценку этого показателя с 4,7% до 4,3-4,4%.
   В: Каков прогноз министерства по уровню инфляции в России?
   О:
По нашим оценкам, по итогам октября рост потребительских цен составит около 0,3%, может быть, 0,4%проц, то есть за 10 месяцев инфляция составит 7,5-7,6%. По итогам года инфляция будет около 9%, или даже 8,9%.
   Инфляция снижается, и мы действительно уложимся в целевой ориентир, но инфляционные риски остаются достаточно большими, причем не только со стороны спроса, а в первую очередь со стороны предложения.
   С одной стороны, уже началось небольшое снижение цен на бензин, причем не только из-за коррекции мировых цен на нефть, но и из-за сезонного эффекта. С другой стороны, плодоовощная продукция, которая дешевела в сентябре и октябре, ближе к концу года начнет дорожать, также возрастут темпы роста цен на мясо и хлебопродукты. Третий фактор, в значительной степени влияющий на инфляцию - это доходы населения, которые растут рекордными темпами. Таким образом, инфляционный эффект в большей степени уйдет на зиму и на весну следующего года.
   В: Будет ли Минэкономразвития уточнять прогноз реального эффективного укрепления курса рубля на 2006 год?
   О:
Учитывая, что сейчас курс рубля сейчас не укрепляется, я думаю, что по итогам года реальное эффективное укрепление не сильно отклонится от 9%. Может быть, этот показатель поднимется до 10%, но я думаю, что, скорее, будет 9,5%.
   В: И сколько будет стоить доллар к концу года?
   О:
Я думаю, что примерно так, как мы и ожидали - 26,7-26,8 рублей за доллар.
   В: Прогнозирует ли МЭРТ дальнейшее снижение цен на нефть?
   О:
Менять наш прогноз по среднегодовой цене на нефть Urals в 65 долларов за баррель на этот год пока несколько преждевременно. Важно, что в прогнозе развития экономики на среднесрочную перспективу мы закладывали возможное снижение цен на нефть. Правда, оно началось несколько раньше, чем мы ожидали, хотя и такой вариант рассматривался. Тем не менее, не думаю, что будет резкое падение цен на нефть, поэтому сейчас надо подождать.
   Возможно, мы будем делать корректировку прогноза цен на нефть на этот и на следующий год. Эти изменения значимы для уточнения динамики доходов бюджета и стабилизационного фонда, но при небольших корректировках нефтяных цен параметры экономического роста существенно не поменяются.
   В: Какие меры по стимулированию развития промышленности намерено предпринять правительство?
   О:
Мы внесли в правительство план мероприятий по развитию промышленности и технологий на этот и следующий год. Этот пакет мер еще требует согласования между министерствами. Однако эти механизмы не могут что-то изменить за один месяц, все они носят, скорее, среднесрочный характер. Здесь нет одного ключика, с помощью которого можно все перестроить и резко ускорить экономический рост.
   Проблема в том, что у нас есть много планов, много решений, которые пока в полной мере не выполняются. Правительство принимало комплекс мер по развитию автомобилестроения, лесопромышленного комплекса, авиастроению и транспорту, которые выполняются, в лучшем случае, наполовину. Также не до конца проработан вопрос о так называемых ведомственных целевых программах. Ни одна из уже одобренных программ не включена в проект федерального бюджета на 2007 год.
   Внесенный же Минэкономразвития план предполагает две группы мер. Во-первых, это общесистемные вопросы, связанные с налоговым стимулированием инноваций - стимулирование налогообложения НИОКР, патентной деятельности, новые подходы к амортизационной политике, которые нужно реализовать. Все это позволило бы предприятиям фактически получить инвестиционную льготу, только не на прибыль, а через совершенствование методов амортизации.
   Во-вторых, это меры, связанные с государственными финансовыми институтами развития. Разговоры о создании банка развития, который бы дополнил инструменты инвестиционного фонда и венчурной корпорации, идут уже давно. В плане же предложена концепция и конкретные предложения, как сформировать этот государственный финансовый институт. Надо создать третий инструмент, который займет свою нишу и станет служить мощным кредитным рычагом для обрабатывающих отраслей промышленности и для поддержки высокотехнологичного экспорта.
   Подкрепив эти инструменты достаточными денежными ресурсами, мы могли бы существенно расширить финансовые возможности обрабатывающих секторов, и, главное, организационно помочь им реализацией рискованных долгосрочных проектов, и на внутреннем и на мировом рынке. Все эти меры, в первую очередь, направлены на диверсификацию экономики и на усиление инновационной компоненты экономического роста.
   При этом мы предлагаем выработать долгосрочный прогноз развития экономики, который бы показал, какие у нас приоритеты развития отраслей, какие у них сейчас конкурентные возможности, и как их можно улучшить в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Понятно, что сам по себе прогноз ничего не меняет в темпах экономического роста, но он является некоторым ориентиром не только для властей, но и, в первую очередь, для бизнеса.
   Есть и другие меры, которые напрямую влияют на темпы экономического роста - национальные проекты по развитию сельского хозяйства и по жилью, а также обсуждаемые сейчас вопросы, связанные с уточнением тарифов на электроэнергию и газ.
   В: Какие меры разрабатывает МЭРТ по обеспечению порядка торговли на оптовых и розничных рынках?
   О:
Пока я могу только сказать, что на федеральном уровне мы разрабатываем правовую основу для регулирования и развития розничных рынков. Она включает в себя как типовое положение об организации рынков, так и поправки в КОАП и другие законодательные акты.
   При этом главная цель всех этих действий - повышение прозрачности и эффективности работы рынков с тем, чтобы на них в большей степени действовали принципы конкуренции, облегчился доступ на рынки производителей и их объединений, чтобы сделать рынок по-настоящему цивилизованной формой торговли.
   Принимая такие долгосрочные решения на федеральном уровне, мы рассчитываем, что региональные власти не только будут эти требования выполнять, но и предлагать какие-то свои новые дополнительные меры, ведь ключевые рычаги власти сосредоточены именно в регионах.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам ПРАЙМ-ТАСС