14.11.2006  Бизнес-инкубатор – это не стены, а предпринимательский дух

   Развитию малого инновационного предпринимательства в России способствует создание системы бизнес-инкубаторов. О том, какие меры предпринимают федеральные и региональные власти для ее формирования, а также что может дать малому предприятию работа в бизнес-инкубаторе, шла речь на пленарном заседании Всероссийской конференции «Бизнес-инкубирование инновационных предприятий», которая состоялась во вторник, 14 ноября, в конгресс-центре ТПП РФ.
   На проблемах формирования государственной стратегии развития предпринимательства и вопросах бизнес-инкубирования в своем докладе остановился заместитель начальника отдела департамента госрегулирования в экономике МЭРТ РФ Константин Фокин. Он отметил, что существует две возможности регулировать развитие предпринимательства: устраняя «провалы» власти или «провалы» рынка. При этом он уверен в необходимости прежде всего заниматься первой проблемой, снижая тем самым барьеры для предпринимательства. Только после этого, полагает К.Фокин, власти могут вмешаться в развитие рынка.
   Представитель МЭРТ отметил, что устранение "провалов" власти послужит созданию в стране благоприятных условий для развития предпринимательства, включающих в себя разумный уровень налогов, предоставление качественных государственных услуг, проведение грамотной антимонопольной политики, а также создание системы качественного и доступного образования.
   Он считает, что способ устранения «провалов» власти должен выбираться с учетом того, временный или постоянный характер носит проблема, которую необходимо решать. Так, если это проблема временного характера, то следует разрабатывать различные программы устранения недостатков, если же постоянного – то в этом случае поможет создание соответствующих институтов развития.
   Остановившись в ходе своего выступления на проблемах бизнес-инкубирования, К.Фокин отметил, что основная его задача состоит в том, чтобы превратить бизнес-идеи в инвестиционно привлекательные проекты. Именно по количеству привлеченных инвесторов и объему инвестиций следует, по его словам, оценивать качество работы бизнес-инкубаторов. Представитель МЭРТ считает, что власти должны разрабатывать систему мер, которые привлекли бы в такие бизнес-проекты профессионалов. Причем такие меры, как льготы по аренде, он считает недостаточными, эффективным инструментом же является предоставление грантов для проектов. В целом, подчеркнул К.Фокин, такие меры должны стимулировать развитие инновационных проектов, а не инфраструктуры поддержки.
   О мировом опыте развития бизнес-инкубаторов рассказала заместитель председателя координационного совета Национального содружества бизнес-инкубаторов Ольга Лаптева. Она отметила, что основное направление деятельности бизнес-инкубаторов связано с «изменением существующего социума». По ее словам, в мировой практике бизнес-инкубаторам финансовая поддержка предоставляется исключительно в виде субсидий на выплату арендных ставок и покупку оборудования. Средняя площадь бизнес-инкубаторов варьирует от 6-10 тыс. кв.м в Китае до 1,5 тыс. кв.м в Австралии, в ЕС средняя площадь бизнес-инкубаторов составляет 3-4 тыс.кв.м. Как правило, в бизнес-инкубаторе работает 20-30 компаний, получающих консалтинговую и финансовую поддержку, помощь в обучении специалистов и в проведении исследований.
   О.Лаптева считает, что для РФ при создании бизнес-инкубаторов важно обратить особое внимание на разработку для них программного обеспечения, организацию тренингов для менеджеров бизнес-инкубаторов, создание сети бизнес-ангелов всех уровней и проч.
   По ее словам, в среднем в мире бизнес-инкубатор выходит на уровень самоокупаемости через 3-5 лет, а примерно через 10-15 лет успешно действующий бизнес-инкубатор начинает расширение площадей.
   О.Лаптева не согласилась с К.Фокиным в том, что инвестиции следует считать показателем эффективности деятельности бизнес-инкубатора, подчеркнув, что необходимо соблюдать баланс между стремлением получить прибыть и вырастить новый бизнес. Таким образом, уверена она, эффективность бизнес-инкубатора напрямую связана с числом «выращенных» предприятий.
   В целом, заявила О.Лаптева, следует помнить, что «бизнес-инкубатор – это не стены, это предпринимательский дух».
   Об основных проблемах развития бизнес-инкубаторов с позиции региональных властей рассказал первый заместитель руководителя Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г.Москвы Александр Карпов. Так, по его словам, одна из проблем связана с отчетностью деятельности региональных властей, в том числе и в сфере создания бизнес-инкубаторов, при реализации программ федерального уровня. Этот отчет, сообщил А.Карпов, должен предоставляться ежегодно, тогда как для создания бизнес-инкубатора необходимо около трех лет. В связи с этим нужно «убеждать органы государственной власти в том, что за год реализовать проект по бизнес-инкубаторам невозможно».
   Вторая проблема носит сходный характер: она связана с тем, что региональные органы исполнительной власти, контролирующие государственное недвижимое имущество, хотят в кратчайшие сроки получить максимальную отдачу от сдачи в аренду площадей бизнес-инкубаторов.
   Кроме того, есть проблема и с выбором формы управления бизнес-инкубатором. А.Карпов перечислил несколько таких форм (госучреждение, акционерное общество, доверительное управление, договор о совместной деятельности) и отметил, что департамент является сторонником различных форм управления.
   О создании бизнес-инкубаторов при вузах рассказал начальник управления по делам молодежи Рособразования Игорь Мельниченко. Он напомнил, что в текущем году агентством был проведен конкурс среди российских вузов на создание бизнес-инкубаторов, который планируется продолжить и в будущем году. В нынешнем конкурсе победило 7 вузов, и планируется, что к концу текущего года при них будут созданы бизнес-инкубаторы. Кроме того, в 2006 году агентством также был проведен конкурс, на котором были представлены студенческие проекты, направленные на социальное и экономические развитие регионов и муниципалитетов. Некоторые из этих проектов были очень удачны и в настоящее время получают финансирование на региональном уровне, сообщил И.Мельниченко.
   Своя сеть бизнес-инкубаторов создается и в Московской области. Начальник отдела Комитета по развитию предпринимательства Московской области Владимир Лукашенко напомнил, что регион является одним из основных научных центров страны, в нем сосредоточено более 4300 малых инновационных предприятий, более 30 вузов, около 200 организаций, выполняющих исследовательские работы. В регионе создана и активно работает Ассоциация малых инновационных предприятий Подмосковья. Растет и количество бизнес-инкубаторов, например, летом был открыт еще один бизнес-инкубатор в Дмитрове. Кроме того, по итогам конкурса МЭРТ области были выделены средства на создание и развитие двух бизнес-инкубаторов – в Троицке и Серпухове. Началась подготовка и к участию в конкурсе МЭРТ на выделение субсидий для строительства бизнес-инкубаторов в 2007 году.
   В регионе, по словам В.Лукашенко, активно развивается и инфраструктура поддержки малого инновационного предпринимательства. Так, созданы Региональный центр субконтрактинга Подмосковья, Финансово-проектная лизинговая компания Московской области, Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия научно-технической сферы Московской области, Инновационная палата г.Долгопрудный.
   Подробнее на том, какие возможности для развития малых инновационных предприятий дает субконтрактация, рассказал президент Национального партнерства развития субконтрактации Артем Киселев. Он отметил, что в условиях современной России результатом деятельности инновационного бизнеса, в том числе и малого, является продукт с высокой долей добавленной стоимости. Однако для того чтобы выйти с ним на рынок, малому предприятию вовсе не обязательно самостоятельно решать проблемы с арендой помещений, покупкой оборудования, переговорами с поставщиками и проч. Эти и ряд других проблем вполне можно решить, обратившись в центр субконтрактации. Как отметил А.Киселев, на сегодняшний день услугами системы субконтрактации в РФ воспользовалось свыше 7,5 тыс. предприятий, как малых, так и крупных, во многих регионах страны. Он пригласил к сотрудничеству организации инфраструктуры. Такое сотрудничество, считает А.Киселев, поможет в том числе и развитию бизнес-инкубаторов.
   Директор Российского микрофинансового центра Михаил Мамута остановился на том, каким образом бизнес-инкубаторы могут предоставлять услуги по микрофинансированию для своих клиентов. По его словам, бизнес-инкубатор может либо заключить договор с уже существующей микрофинансовой организацией, либо создать такую организацию самостоятельно. «Обе модели равноценны и могут быть реализованы», - отметил он.
   Наконец, о возможности получения финансирования для реализации инновационных проектов рассказал директор Московского венчурного фонда Алексей Костров. Он сообщил, что столичные предприятия могут рассчитывать либо на получение субсидии, либо на венчурное финансирование. Система субсидирования инновационных проектов в Москве существует давно и в последнее время «вышла на качественно новый уровень»: любое малое предприятие может претендовать на получение субсидии на конкурсной основе, ее максимальные размер – 1 млн рублей.
   Венчурное финансирование можно получить благодаря Московскому венчурному фонду. Предполагается, что первые проекты будут профинансированы из средств этого фонда до конца текущего года. Инновационное предприятие может рассчитывать на финансирование в размере от 10 до 100 млн рублей.
   В целом участники заседания констатировали, что система бизнес-инкубаторов в стране создается как на федеральном, так и на региональном уровне, что непременно будет способствовать развитию малого инновационного предпринимательства. Тем не менее еще предстоит многое сделать для совершенствования этой системы и доведения ее до уровня европейской.