16.11.2006  Развитие ВИПов зависит от МСБ

   Проблемы, возникающие в ходе подготовки и реализации важнейших инновационных проектов государственного значения, и возможные пути их решения явились основными на обсуждении коллегии Министерства образования и науки РФ в среду, 15 ноября.
   Андрей Фурсенко, министр образования и науки, отметил, что главная задача разработки инновационных продуктов заключается в отработке системы поддержки инновационной экономики. По его словам, разработка важнейших инновационных проектов госзначения началась в 2002 году, и сегодня накоплен как положительный, так и отрицательный опыт, который необходимо учитывать и в дальнейшем.
   Как отметил Александр Хлунов, директор департамента научно-технической и инновационной политики, важнейшие инновационные проекты (далее ВИП-проекты) направлены на реализацию государственной политики, обеспечение повышения конкурентоспособности отечественного производства, сокращение технологических разрывов, обеспечение экологической, экономической и национальной безопасности России, устойчивого развития экономики и повышение благосостояния населения РФ. В связи с этим, в новой Федеральной целевой программе «Исследования и разработка по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2007-2012 годы», утвержденной Правительством РФ 17 октября 2006 года, предусмотрена серьезная поддержка развития инновационной сферы.
   По его словам, первые государственные контракты на реализацию ВИП-проектов были заключены весной 2003 года. С 2005 года их выполнение осуществляется в рамках Федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002-2006 годы». ВИП-проекты заявили себя в качестве эффективного инструмента частно-государственного партнерства и доказали возможность взаимодействия между наукой, бизнесом и промышленностью.
   А.Хлунов сообщил, что проведенный анализ реализации ВИП-проектов показал, что взятые на себя обязательства организации-исполнители в основном выполняют. На сегодняшний день от вложенных бюджетных средств на сумму 3,6 млрд рублей реализовано новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции в объеме 9 млрд рублей. К моменту завершения полного цикла работ будет реализовано продукции в объеме не менее чем на 30 млрд рублей, при этом вложенные бюджетные средства не превысят 3,8 млрд рублей.
   В результате трехлетней практической деятельности государства по реализации ВИП-проектов разработаны принципы и механизмы согласования интересов государства и бизнеса при реализации инновационных проектов, апробированы схемы объединения разнородных, в том числе финансовых ресурсов государства и бизнеса, были разработаны принципы и процедуры индикативного контроля и управления ходом реализации инновационных проектов.
   В соответствии с положениями новой федеральной программы, предусмотренный общий объем финансирования проектов за счет средств федерального бюджета будет составлять 1-2 млрд рублей, при этом объем софинансирования проектов будет составлять не менее 60% от общего объема финансирования проекта. Продолжительность реализации проектов составляет не более 4-х лет. По словам А.Хлунова, в соответствии с условиями государственного контракта исполнители проекта обязаны обеспечить 5-кратное превышение объемов продаж созданной новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции относительно затраченных на проект бюджетных средств.
   Индикаторами эффективного выполнения проекта являются: число внедренных в экономику передовых технологий, объем новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции, число полученных патентов, число публикаций, объемы экспорта новой продукции, а также число созданных новых рабочих мест.
   Однако А.Хлунов констатировал, что принципы формирования ВИП-проектов как инструмента частно-государственного партнерства, основанные на построении партнерских решений, не в полной мере урегулированы законодательством в области государственных закупок. Практический же опыт финансирования ВИПов показал, что в ходе их реализации возникает ряд проблем налогового характера, негативно влияющих на эффективность данного вида частно-государственного партнерства, особенно в области привлечения внебюджетных источников финансирования.
   Также немаловажной проблемой при реализации ВИП-проектов является распоряжение имуществом в виде специального оборудования, необходимого для проведения НИОКР, созданного за счет бюджетных средств или объединения бюджетных и внебюджетных источников финансирования. А.Хлунов отметил, что несмотря на наличие в каждом государственном контракте статьи о применении к главному исполнителю ВИП-проекта соразмерных штрафных санкций за невыполнение взятых им коммерческих обязательств, эта норма в настоящее время даже теоретически не применима, так как ни Бюджетный кодекс РФ, ни правовые акты Минфина России такого вида поступлений в доходную часть федерального бюджета не предусматривают.
   Еще одним большим упущением новой федеральной целевой программы, по словам А.Хлунова, состоит в отсутствии системы мониторинга ВИП-проектов. В связи с целями обеспечения объективности и независимости экспертизы, повышения коммерческой привлекательности результатов научно-технической деятельности для предварительного отбора их в качестве инновационных проектов критерии отбора должны совершенствоваться.
   По утверждению А.Хлунова, все названные им проблемы вызваны отсутствием федеральной контрактной системы, которая в сочетании с федеральным бюджетом и федеральной налоговой системой могла бы стать фундаментом государственного хозяйствования. Системный путь решения проблем им видится в разработке концепции федеральной контрактной системы, которая бы предусматривала также и внесение изменений в законодательство о закупках для государственных нужд, налоговое законодательство и др. с учетом специфики отношений, складывающихся при реализации ВИП-проектов.
   Как сообщил А.Хлунов, в настоящее время развернута работа по подготовке к реализации ФЦП на 2007-2012 годы, с этой целью в Интернете размещено информационное сообщение о формировании тематики и объемов финансирования работ и проектов по этой ФЦП.
   В свою очередь, Андрей Ушаков, заместитель руководителя Департамента науки и промышленной политики правительства Москвы сказал, что в течение 2006 года в столице практически изменены программно-целевые методы управления инновационным процессом. По его словам, до 2006 года в столице по сути действовали две программы - программа НИОКР и программа промышленной деятельности. Из которых программа НИОКР на 70% была ориентирована на создание новых технологий и нового оборудования. «Программа промышленной деятельности и новая ФЦП по разработке и реализации ВИП-проектов изменят промышленную политику города», - отметил заместитель главы департамента.
   По словам А.Ушакова, готовится новый вариант программы поддержки промышленной деятельности в Москве. Основной задачей этой программы является изменение основных фондов действующих предприятий, освоение новой товарной продукции, создание центров коллективного пользования, резервирование промышленных зон на 10 лет. Он сообщил, что в Москве уже зарезервировано 37 промышленных зон. Таким образом, данная программа поможет обеспечить развитие действующего производства, отметил А.Ушаков. Формами ее финансирования станут кредит, субсидии, субвенции.
   Программа поддержки промышленной деятельности столицы предполагает создание платной экспертизы всех отбираемых проектов, совершенствование законодательной базы, инвентаризацию процесса мониторинга, создание новой инновационной инфраструктуры. По словам А.Ушакова, в 2007 году планируется создать инновационную систему в Москве, которая до сих пор, по его словам, не создана. Ее центральным звеном, как полагает А.Ушаков, должна стать система отбора инновационных проектов, причем отбор должен происходить на уровне округов Москвы. По его словам, это происходит уже сегодня. Правительством Москвы выбраны приоритетные направления развития инноваций: здравоохранение, транспорт и связь, энергетика, строительство и строительные материалы, новые материалы и технологии, безопасность населения, экология, архитектура, градостроительство.
   Как сообщил А.Ушаков, центральным координирующим органом программы планируется сделать московский инновационный центр. Также активную работу будет продолжать научно-технический совет по комплексной оценке инновационных проектов субъектов малого предпринимательства при Московском фонде подготовки кадров и содействия развитию инновационной деятельности, через который в 2006 году было представлено более 1 тыс. предложений.
   «Без участия государства развивать инновационную деятельность невозможно, необходимы госгарантии и разного рода фонды, создающие залоговые механизмы и многое другое», - отметил А.Ушаков.
   В результате дискуссии по обсуждению совершенствования механизмов формирования и реализации ВИП-проектов участники коллегии пришли к выводу, что необходимо актуализировать нормативно-правовую базу ФЗ № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», разработать изменения федерального законодательства, регламентирующего конкурсные процедуры закупок товаров и услуг для госнужд, откорректировать систему критериев и тем по отбору ВИП-проектов, активнее вести выставочно-ярмарочную деятельность новой наукоемкой продукции, создать рабочий орган для решения текущих проблем, возникающих в процессе разработки и реализации инновационных проектов, а также обратить особое внимание на расширение практики инвестирования в инновационные проекты частных компаний. «Необходимо развивать малый и средний бизнес, потому как дальнейшее развитие ВИПов зависит от малого и среднего бизнеса», - подчеркнул руководитель Федерального агентства по науке и инновациям Сергей Мазуренко.