22.11.2006  Бизнес должен активнее участвовать в разработке проектов ЧГП

   Такую единодушную точку зрения высказали представители двух федеральных ведомств – МЭРТ и Федерального агентства по созданию особых экономических зон (РосОЭЗ) на прошедшей 21 ноября конференции «Инвестиционные возможности в России. Принципы и риски частно-государственного партнерства».
   Заместитель министра экономического развития и торговли Кирилл Андросов сообщил, что на сегодняшний день объем инвестфонда составляет более 10 млрд долларов и равен 377 млрд руб. Фонд должен и будет расширяться, отметил он. Однако, по его мнению, развитие фонда существенно тормозит отсутствие грамотных заявок на финансирование проектов. Первый год работы показал, что из рассмотренных 55 заявок качественно подготовленными можно признать только 10. Остальные проекты не соответствовали целям и приоритетам инвестиционного фонда и не отвечали главной задаче – обеспечению макроэкономического роста российской экономики.
   По оценкам К.Андросова, на сегодняшний день имеется еще 12-15 перспективных проектов, которые могут быть интересны с точки зрения реализации. Замглавы МЭРТ призвал бизнес-сообщество к более активному участию в качественной и глубокой проработке инвестпроектов, что позволит обоснованно ставить вопрос перед Минфином РФ об увеличении объемов финансирования инвестфонда из федерального бюджета.
   Заместитель главы РосОЭЗ Максим Быстров согласился с коллегой, отметив, что предлагаемые проекты слабоваты. По его мнению, регионы должны разглядеть собственные преимущества и представить фундаментальные проекты по развитию своих территорий с участием бизнеса.
   Касаясь проблем развития ОЭЗ, М.Быстров сообщил, что осведомлен о том, что бизнес-сообщество критикует этот вид ЧГП как не создающий условий для свободной конкуренции. М.Быстров согласен с тем, что в ОЭЗ имеются преференции для компаний–резидентов, но при этом, по его мнению, закон о конкуренции не нарушается, так как любая компания может стать резидентом ОЭЗ.
   Однако он признает справедливой критику со стороны бизнеса за незначительное число резидентов, привлеченных в ОЭЗ. «Процесс привлечения резидентов в ОЭЗ идет медленнее, чем мы ожидали», - заявил замглавы РосОЭЗ.
   Это, по его мнению, связано с нерешенностью ряда организационных моментов, в частности таких, как согласование с регионами вопросов прав на землю, процедуры создания инфраструктуры для резидентов, а также согласование с Федеральной таможенной службой условий работы в ограниченных территориях.
   «Эти вопросы занимают много времени, но мы будем работать над ними и продвигаться дальше», - заявил М.Быстров.
   Он выразил надежду, что потенциальные резиденты увидят преимущества ОЭЗ и проявят большую активность в разработке проектов их создания. Впрочем, как признал М.Быстров, хороший проект требует вложения инвестиций в проектную документацию и оплату услуг инвестиционного консультанта, а это серьезное ограничение для средних компаний, у которых есть интересные проекты, но нет средств для оплаты таких расходов.
   Впрочем, заметил чиновник, при работе над проектом, финансируемым из инвестфонда, уже есть возможность для получения бюджетных средств на разработку проектно-сметной документации. Так, из трех проектов, которые сегодня рассматриваются правительственной комиссией (реконструкция системы водоснабжения Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области и разработка документации для строительства двух платных дорог: Краснодар-Абинск-Кабардинка, а также М-4 "Дон" от Москвы до Новороссийска), два получили средства на разработку. Правда, как пояснил М.Быстров, заявителями в этих проектах являются не частные компании, а федеральные дорожные агентства.
   Замглавы РосОЭЗ пояснил, что в положении об инвестфонде определено, что проектанты могут претендовать на оплату разработки проектно-сметной документации, правда, решение об этом принимается на основе отбора. Пока решение этого вопроса неодназначно, заключил он.
   Давая характеристику таких новых механизмов ЧГП, как ОЭЗ, инвестфонд и венчурный фонд, М.Быстров отметил, что важным достижением является то, что решения по ним принимаются на конкурсной основе в отличие от таких используемых ранее механизмов, как ФЦП и федеральные адресные инвестиционные программы. Недостаток этих программ заключался в том, что они принимались по внеконкурсной процедуре, и это приводило к активному лоббированию тех или иных проектов и препятствовало прозрачности.
   При выборе проекта на создание ОЭЗ, по мнению М.Быстрова, конкурсная процедура обеспечивает конкуренцию регионов за право на создание таких зон. Зоны создают важные административные преимущества для центра, региона и инвестора, отметил он. С точки зрения администрирования инвестору обеспечен режим "одного окна" в общении с проверяющими и регистрирующими органами. Кроме того, преимуществом ОЭЗ является самая современная инфраструктура: энергетическая, коммунальная, транспортная и технологическая.
   По словам М.Быстрова, несмотря на то, что зоны – это федеральный инструмент, управляемый федеральными чиновниками, с создаваемой на федеральные средства инфраструктурой, требующий обеспечения особых налоговых льгот от регионов, регионы активно стремятся создавать их на своей территории.
   «Регионы понимают, что это их конкурентное преимущество, это как медаль, гарантирующая продвинутость региона в создании благоприятного инвестиционного климата», - заключил замруководителя РосОЭЗ.
   ИА "Альянс Медиа"