28.11.2006 Расширяется участие государства в экономике Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) подготовила очередной, шестой экономический обзор по России. Во многом оценивая макроэкономическую политику российский властей положительно, авторы обзора тем не менее отмечают ряд негативных моментов, среди которых были названы замедление структурных реформ и чрезмерное усиление роли государства в экономике. Данный обзор был презентован в Центре стратегических разработок в понедельник, 27 ноября. С основным докладом выступил руководитель Европейского отдела ОЭСР Андреас Ворготтер. Результат развития экономики РФ за последние несколько лет он назвал «впечатляющим»: с 1992 г. по 2005 г. экономика России росла примерно на 7% ежегодно, и, по прогнозам, ее рост в 2006 году составит немногим менее 7%. Экономический рост последнего времени поддерживался значительным развитием торговли и повышением внутреннего спроса. Инфляция при этом постепенно сокращалась. Но А.Ворготтер подчеркнул, что основные факторы, благодаря которым росла последние десять лет российская экономика, – временные: конкурентные преимущества, которыми пользовались российские производители после кризиса 1998 года, практически исчерпаны, и сейчас экономика РФ достигла докризисного уровня. Теперь компаниям придется повысить уровень инвестиций в производство, если они захотят развиваться прежними темпами. Еще один фактор, способствующий росту экономики РФ, связан с повышением мировых цен на нефть. А.Ворготтер считает, что эти цены не будут в дальнейшем расти такими же темпами. Основной вызов для российской экономики связан с необходимостью обеспечения ее устойчивого развития в новых внешнеэкономических условиях. Для этого России нужна четкая экономическая политика. Это основная экономическая проблема, которую России предстоит решить, уверен представитель ОЭСР. Он полагает, что РФ вряд ли удастся избежать укрепления рубля, речь идет лишь о том, насколько государство сможет контролировать этот процесс. По словам А.Ворготтера, получение значительных прибылей от продажи сырья не отменяет необходимости структурных реформ, именно такие реформы позволят развиваться экономике страны даже в том случае, если снизятся доходы от продажи нефти. При этом он заметил, что с 2004 года структурные реформы в РФ замедлились, и этот фактор он оценил негативно, подчеркнув необходимость продолжения таких реформ. Так же негативно оценил он и увеличение доли государства в экономике, которое происходит в последнее время. А.Ворготтер отметил, что в РФ отмечается увеличение доли государства в нефтяном, автомобильном, авиационном и некоторых других секторах экономики. Государство должно принимать активное участие в инфраструктурных проектах, но «стремление все больше вмешиваться в рыночную ситуацию со стороны российского правительства мы не приветствуем», заявил он. В докладе перечислены основные задачи, которые сейчас должны решать российские власти: реформа государственного управления, совершенствование национальной системы инноваций, реструктуризация системы здравоохранения. Самой важной задачей А.Ворготтер считает реформу госуправления. Повышение качества госуправления в России «критически важно», если власти хотят добиться успеха в реформировании других областей, заявил он, добавив, что в этой сфере еще многое предстоит сделать. Так, в исследовании отмечается, что необходимо принять меры для повышения прозрачности деятельности государственных органов; создать эффективные и недорогие средства для граждан и предпринимателей по досудебному оспариванию решений властей; совершенствовать общую институциональную среду, в которой функционируют административные органы. ОЭСР обращает особое внимание на совершенствование рамочных условий ведения бизнеса, что, по словам А.Ворготтера, будет стимулировать НИОКР в частном секторе, повысит уровень защиты интеллектуальной собственности, а также будет способствовать реформированию крупного, но неэффективного научного сектора. Давая общую оценку развитию российской экономики, А.Ворготтер отметил, что, несмотря на некоторые ослабления бюджетной политики, в целом качество макроэкономического управления в РФ «оказывает благоприятное впечатление». Тем не менее в обзоре высказываются некоторые критические замечания в отношении замедления структурных реформ в РФ, а также расширения государственного участия в экономике в последние несколько лет. Участники заседания подняли ряд важных вопросов, касающихся, в частности, возможности присоединения России к ОЭСР. А.Ворготтер сообщил, что пока по данному вопросу чего-то конкретного сказать нельзя. Однако он отметил, что в апреле будет сформирован перечень стран, с которыми начнутся переговоры о возможном членстве в организации. «Россия является приоритетной страной для ОЭСР», - добавил А.Ворготтер. Ряд вопросов осветил и старший экономист ОЭСР Уильям Томпсон. Так, он затронул проблему проведения в РФ административной реформы. Он считает, что хотя такого рода реформирование не следует проводить быстро, тем не менее есть ряд мер, которые российскому правительству следует принять в первую очередь. Так, прежде всего РФ необходим закон о свободе информации. Также У.Томпсон поддержал своего коллегу в том, что в России нужно создать эффективные инструменты досудебного обжалования решений чиновников. Оценивая проекты первых административных регламентов, созданных в России, он назвал их «ужасно подробными» и добавил, что составление таких регламентов значительно облегчилось бы, а сами они стали бы более ясными и четкими, если бы в РФ существовала эффективная система административной юстиции. У.Томпсон также оценил реализацию в РФ национальных проектов. Он признал, что на самом деле в стране долгое время практически игнорировался ряд сфер, для развития которых теперь предстоит принимать срочные меры. Однако представитель ОЭСР подчеркнул, что одних финансовых вливаний будет недостаточно, в этих сферах необходимы структурные преобразования. Оценка реализации нацпроектов в РФ со стороны ОЭСР является, по словам У.Томпсона, «смешанной»: существуют как плюсы, так и минусы этих проектов. Он также поддержал коллегу и в том, что «приоритетом номер один» для России является создание общих благоприятных условий для развития бизнеса. При этом, по его словам, акцент следует сделать на развитии конкуренции, которая в РФ во многих отраслях «слабовата». Проблемой также является и отсутствие взаимодействия между бизнесом и научным сообществом. Кроме того, по словам У.Томпсона, нужно предпринять усилия и по повышению уровня защиты интеллектуальной собственности. Он сдержанно отнесся к созданию в стране особых экономических зон, технопарков и венчурных фондов. «Если создается источник экономической ренты, всегда появится желающий ее получать», - так прокомментировал старший экономист ОЭСР подобные шаги российского правительства, добавив, что в любом случае необходимо тщательно оценить все плюсы и минусы таких мер. ИА "Альянс Медиа" |