19.12.2006 Дума и правительство не могут поделить техрегламенты От принятого три года назад закона "О техническом регулировании" ждали революции в стандартизации и сертификации. Но дождались совсем другой революции. Правительство собирается изменить правила игры и взять на себя, отобрав у законодателей, разработку новых ГОСТов. Какую позицию займет в этой ситуации руководство нижней палаты, рассказал вице-спикер Госдумы, председатель комиссии по техническому регулированию Юрий Волков. В: В ноябре ожидалось, что правительство внесет поправки в закон «О техническом регулировании», по которым право разработки регламентов перейдет к Белому дому. Появились ли эти поправки в Думе? О: Правительство так и не внесло в Думу поправки в закон «О техническом регулировании». Вместо этого на Охотном Ряду появились поправки отдельных депутатов, которые повторяют заготовки белодомовских чиновников. Важно вспомнить, что закон о техрегулировании был принят с подачи правительства, а не Государственной думы. Идеологию и природу продекларированной реформы, предполагающей расставание со «старой» экономикой, по идее, никто не должен был торпедировать. Но получилось с точностью до наоборот. За истекшие три года закон так и не заработал. Постановлением правительства принят всего один регламент - о введении стандартов Евро-2 и Евро-3 для авто. 44 регламента детально разработаны, прошли все стадии публичного обсуждения, направлены Минпромэнерго и в аппарат Белого дома для внесения в Госдуму в качестве законопроектов. Они касаются важнейших отраслей - пищепрома, машиностроения, строительства, химии, производства электрооборудования. А потом... 41 документ вернулся на согласование. И этому бумагообороту конца не видно. Даже после того, как в ноябре Госдума приняла парламентский запрос на имя председателя правительства, в котором была выражена тревога за судьбу реформы. В: Вы хотите сказать, что реформа, по сути, похоронена? О: На сегодняшний день для подобных выводов нет никаких оснований. Комиссия ГД по техрегулированию работает в прежнем режиме. В профильных комитетах палаты находятся 10 проектов регламентов в высокой степени готовности к первому чтению. Они касаются таких жизненно важных сфер производства, как пищевая промышленность, водоснабжение, электротехника. То есть речь идет о продуктах и процессах производства, имеющих непосредственное отношение к проблемам безопасности и здоровья наших граждан. На подходе - еще десятки проектов регламентов. Мы имеем моральное право говорить о том, что комиссии все же удалось вывести из нормотворческой спячки профильные структуры ведомств, профессиональные ассоциации и союзы. В: Но принятие техрегламентов в виде законов пока что не дает эффекта? О: А все потому, что мы не можем добиться от правительства отзывов на законопроекты. Нам ничего не предлагают для запуска реформы, и даже то, что сделано силами бизнес-ассоциаций совместно с депутатами и сенаторами, стопорится, игнорируется. Вот суть проблемы. В: Правительство фактически отказалось работать с Госдумой? О: Пока нет оснований так категорически говорить. Однако стремление изменить идеологию базового закона наводит на невеселые размышления. Во-первых, закон не запрещает правительству принимать техрегламенты самостоятельно. Но, как показали истекшие три года, ничего подобного не происходит! И это не чье-то упущение, а скорее нежелание проводить реформу. Она явно не нравится бюрократии. Конечно, мы обязаны и будем рассматривать любые законодательные инициативы. Вопрос в том, какова конечная цель подобных нововведений. Если под лозунгом «ускорения» ведомственные сертификаторы начнут механически перенимать старую нормативную базу плановой экономики в новые регламенты, а парламент будет исключен из процесса - это будет означать катастрофу для планов модернизации отечественных производств. В: Компромисс с правительством еще возможен? О: Думаю, даже неизбежен. Действительно, нужно кардинально изменить порядок подготовки и согласования проектов техрегламентов в исполнительных структурах. Правительственная комиссия по техрегулированию за три года так и не стала политическим штабом реформы в отличие от реформы административной, реформы жилищного и избирательного законодательства. Глава комиссии - Виктор Христенко - остается в роли "ответственного секретаря", а не «паровоза» реформы. ИА "Альянс Медиа" по материалам "ГАЗЕТЫ" |