21.12.2006  На томских студентах отработают технологию проектного обучения

   Участниками образовательного эксперимента стали томские студенты. Теперь каждый третий учащийся Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) - член проектной группы. Свои идеи - из социальной, экономической, технической областей - студенты будут разрабатывать и реализовывать в течение четырех семестров. Доведенные до ума проекты будут применены на практике - технические разработки, например, постараются запустить в производство, а при желании участники проектной группы могут даже начать свое дело.
   ТУСУР - один из 17 вузов России, который выиграл конкурс на финансирование учебных образовательных программ. Бюджет этого вуза пополнился на 600 миллионов рублей. Именно эти деньги будут потрачены на проектное обучение. Суть его в том, что, начиная с третьего курса, студенты ТУСУРа объединяются в группы. При этом каждая группа получает в разработку идею, реализация которой возможна на практике.
   - Это может быть все, что угодно - от "интеллектуального дома" до нового устройства для зарядки аккумуляторов, - рассказывает директор центра инновационных образовательных программ ТУСУРа Лев Алексеевич Боков. - Разработкой проекта студенты будут заниматься в свободное от учебы время, по индивидуальному графику.
   В ТУСУРе создан целый комплекс для исследований, в котором можно найти все: от паяльной станции до монтажной студии. Изобретения, над которыми трудятся студенты, вполне конкретные. Например, реализация 3D-изображений с помощью метода поляризации. Некоторые идеи предлагали фирмы, занимающиеся наукоемким бизнесом. Они заинтересованы в том, чтобы использовать разработки в своем производстве. Студентам предлагается не ограничиваться просто разработкой проектов. Успешные группы могут даже открыть свою фирму.
   - Первые два года у новоиспеченных предпринимателей есть возможность работать в бизнес-инкубаторе. Это значит, что студентам предоставят площадь под офис и не будут облагать налогами, - объясняет Лев Алексеевич.
   В Новосибирске примеров такой широкомасштабной реализации проектного обучения пока нет.
   - Проектное обучение не предусмотрено образовательным стандартом, поэтому оно изначально должно быть на добровольной основе, - считает проректор по научной работе НГУЭУ Сергей Георгиевич Золотаренко. - К тому же бизнес-инкубаторы, являющиеся материальной базой для проектного обучения, актуальны лишь для технических специальностей. К примеру, в СГГА студенты работают над проектами - аналогами "Дубль-Гиса". В нашем вузе попытка введения проектного обучения вылилась в создание консалтингового центра.
   Некоторые разработки томских студентов, например рекламное табло на губернаторском рынке, уже активно используются. Возможно, с новым принципом обучения еще больше изобретений юных Кулибиных смогут из разряда опытных образцов перейти в массовое применение.